Архимандрит Нифонт Луценко

03.01.2007 13:59 7

Архимандрит Нифонт Луценко

Архимандрит Нифонт Луценко
Архимандрит Нифонт Луценко«Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков. Вернии возопиим: Боже, помилуй нас»
(Понедельник первой седмицы Великого поста. Стихира на утрене)

Каждый православный христианин в глубине своей души еще задолго до начала Великого поста чувствует приближение чего-то очень важного, того, что затрагивает самые потаенные уголки человеческой души. Традиция соблюдать посты, в частности, святую Четыредесятницу, существует со времен апостольских. Как видно из 69 правила Постановлений святых апостолов, в котором сказано: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святой Климент, преемник апостольський, в Постановлениях святых апостолов объясняет причину установления Святой Четыредесятницы: «После праздника Богоявления Господня нам надлежит соблюдать пост Святой Четыредесятницы, который служит воспоминанием жизни Христовой и закона». Святой Симеон Солунский, в свою очередь, говорит: «Мы постимся в тот пост, в который постился Господь… Для очищения нашего и освящения… Но Он постился не потому, что Ему пост был нужен, ибо для чего он безгрешному, но постился ради нас. Он сделал это дабы дать нам пример поста, чтобы уничтожить Адамово преступление и исправить постом поврежденное через невоздержание и чревонеистовство… Посему, по образу Спасителя,и нам он дан для разрушения пожеланий чрева и очищения нашего и восстания. Вот почему в конце этого поста является не смерть, но восстание безгрешно жившего, постившегося, за нас умершего, воскресшего и нас возведшего с Собою».

Верующих людей много, но среди них, а особенно среди практикующих, мы видим разные взгляды на пост. Время некоторых постов, как однодневных, так и многодневных, воспринимается как обуза, как тяжелая ноша, время скуки, траура и запрета на все то, что связанно с веселием и радостью. Обычно такое мнение бытует среди тех людей, которых можно назвать малоцерковными, которые не ведут достаточного духовного образа жизни и, будучи душою прилеплены более к земному, чем к небесному, основные свои силы и старания направляют на удовлетворение земных нужд и всего того, что касается плотских радостей. У таких людей время воздержания, естественно, вызывает печаль. С другой стороны, для человека истинно верующего, который живет церковной жизнью, пост не в тягость, а время поста – радостный период. Период, когда в душу вселяется мир Христов, когда люди в ограничении себя от всего суетного и ненужного стараются соответствовать тому идеалу, который Иисус Христос явил нам в Святом Евангелии. Конечно, каждый имеет право на свою точку зрения, если ее можно чем-то аргументировать. Одним словом, нужно знать, во что ты веришь, для чего ты веришь.

Для того чтобы понять смысл и природу поста, нужно обратиться к богослужебному опыту Церкви и опыту святоотеческому. Очень часто у нас складываются неправильные понятия о многих вещах и, в связи с этим, искажается правильное понимание предмета. В данном случае мы говорим о посте. Великий пост от начала до конца сопровождается молитвой известной под названием Молитвы Ефрема Сирина – одного из восточных христианских учителей IV века н.э. Эта молитва повторяется на каждом великопостном богослужении, верующие читают ее в своих домашних молитвах. Про нее можно сказать, что она вкратце выражает смысл и дух Великого поста.

Молитва Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия
ипразднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.

Святая Православная Церковь словами этой молитвы призывает нас, прежде всего, обратить свое внимание на наше внутреннее состояние, увидеть свои душевные страсти и греховные желания и на борьбу с ними направить свои силы. Поэтому очищение души от страстей является смыслом поста. В понедельник первой седмицы поста Церковь воспевает: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть» (Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста. Глас 3).

В отличие от того, что считают и чувствуют многие, время Великого поста – это время радости, потому что это возвращение домой. Это время, когда мы можем очистить свою душу, одним словом, ожить. Святой Василий Великий говорил: «Намереваясь поститься, не будь уныл по-иудейски, но покажи себя веселым по-евангельски». До тех пор, пока мы не поймем этой радости, все наши старания будут сплошной пародией. Будешь думать о том, что ты угождаешь Богу, а на самом деле, превратишь свою жизнь в мучения. Это понятие радости кажется странным в сравнении с тем напряжением, подвигом воздержания, борьбой со страстями, которые переносит христианин во время поста. И, тем не менее, радость проходит через все существо человека, она пронизывает душу, мысли, чувства, всю нашу духовную жизнь, потому что Царствие Божие усилием берется. Многие обманываются мыслью о том, что цель поста заключается только в воздержании от скоромной пищи. В противовес этому Святая Церковь учит, что главное – в молитве, которая читается во вторник первой седмицы поста: «Пост не ошаяние (устранение) брашен и прочих связанных с ними, но всякие вещественные страсти отчуждение» (Стихира. Глас 8). В среду этой же седмицы продолжает: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне» (Стихира. Глас 8). Святые отцы говорят, что воздержание от пищи – не цель, а средство. Когда человек воздерживает себя от принятия определенной пищи, это называется диетой, но не постом, это можно назвать чем угодно, только не постом. Святые угодники учили: «Какой толк от твоего поста, когда ты мяса не ешь, а ближнего своего съедаешь?!» Истинный пост, — учит нас святой Василий Великий, — это удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Истинный пост должен обязательно сочетаться с молитвой. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «О чудная взаимосвязь поста с молитвой! Молитва бессильна, если не основана на посте, а пост бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, молитва борется с душевными страстями и, победив их, пронизывает весь состав человека, очищает его и в очищенный словесный храм она вводит Бога». Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает важность поста, соединенного с молитвой, и говорит: «Кто постится, тот становится легким и воспаряет в молитве. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, он быстрее огня и выше земли, потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, истинно молящегося». Именно такой пост предлагает Церковь православным христианам. Соблюдая такой пост, можно реально причаститься той радости, которую послал нам Христос и которую никто не в силах у нас отнять: «…и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16; 22)
Аминь.

Архимандрит Нифонт Луценко
Поучительное слово в преддверии Великого поста

Источник: Святая Успенская Киево-Печерская Лавра

Следующая новость
Предыдущая новость

На сайте Луганского университета УПЦ висит благодарность за «огромный вклад в дело победы нашей армии над ненавистной хунтой» Молоді греко-католики створюють спільноту «Покоління Любомира» Руководство для Посетителей Участка Джиншанлин Великой Китайской Стены: Футбольна команда «Архангели» стала у Хмельницькому чемпіоном римо-католицької єпархії Протестанты готовят в Киеве грандиозный Праздник благодарения

Публикации