С июня православная церковь отмечает память равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены. Этих святых чествовали и греческие переселенцы, в частности те, что жили в селе Карачоль (ныне Чернополье Белогорского района Республики Крым). Их название нестенарии (с греческого — «те, что вздыхают») происходило от своеобразного обрядового танца, когда исполнители с иконами в руках проходили босиком по раскаленным углям, громко крича. А карачольские знахари пользовались в Крыму большим авторитетом. Прибывшие людииз далекой Фракии были христианами, вместе с тем некоторые их обычаи, в частности гадание, а также обряды жертвоприношения, содержали немало языческого.
Эта религиозная группа привезла с собой на новую родину «священные иконы дедов» — образы святых Константина и Елены, которые были их духовными покровителями в метрополии. По преданию, нестенарии должны на новых просторах отыскать целебный источник, а также место для будущей церкви. Дважды останавливались на своем пути нестенарии, но каждый раз не ощущали притока духовной силы. Третьим и последним их пристанищем стал безымянный источник на землях имения Карачоль.
Только здесь нестенарии поняли, что святые облюбовали это место. В 1913 году переселенцы возвели в их честь церковь. Среди своеобразных форм почитания крымскими греками Константина и Елены были так называемые айко — амулеты с изображением человека или отдельных частей его тела. Знали их и греки Мариуполя — в день Константина и Елены они подвешивали айко на полотенца, обрамляли иконы святых.
А еще приазовские греки устраивали крестные ходы на засеянные поля, по дороге освящая воду в каждом колодце и прося у святых обильного дождя.