Архиепископ Сергий Королев

14.05.2007 0:32 33

Архиепископ Сергий Королев

Архиепископ Сергий Королев

Во время ВЕЛИКОГО ПОСТА Церковь настойчиво, усиленно старается пробудить в нас покаянное чувство. Проникновенные службы, каноны, а также более частые чтения Ветхого Завета являются средствами к достижению сознания своей греховности. Примеры Ветхого Завета нас предостерегают, указывают нам своим тысячелетним опытом единственный, благодатный путь: путь Богообщения.

Разными несчастьями, долгим рабством, тяжелыми болезнями приводил Бог еврейский народ к Своей Правде. Весь Ветхий Завет является историей Правды Божией, наказующей, несущей возмездие за грех, милующей. Но при таком множестве обличений народ иудейский часто ожесточал свое сердце и не хотел понимать Божиих вразумлений.

Но подобное ожесточение можно наблюдать и среди многих из нас. Господь поражает нас скорбями, изливает бедствия на окаменевшую почву сердца, чтобы ее распахали и сделали способной к восприятию благодати Божией, т.е. сердце наше часто невосприимчиво к милости Его, даже когда Господь очевидно оказывает нам её. Нами еще владеет животный страх — боязнь смерти, но живет ли в нас страх суда Божия? Господь ждет, чтобы мы увидели в окружающих нас бедствиях секиру, милость Божию, а не случайное стечение обстоятельств.

Сравнивая таким образом Ветхий Завет с настоящим временем, мы видим, что тогда, как и теперь, Господь печется о Своих людях, не давая им погибнуть в нерадении и беззаконии, всячески побуждает к покаянию, всякими путями призывает вновь соединиться с Богом — Источником жизни. Воистину любовь Божия превосходит человеческий разум! Даже до того простирается Его любовь, что “ради избранных своих, ради небольшой части, Он милует весь народ.” “Святое семя — стояние народа,” говорит пророк Исаия, ради него устоит царство; оно, как прочное основание, должно лечь в основу народа. Так руководил Бог рабов Своих, являясь то грозным Обличителем и Судьей, то Милующим и Всепрощающим — для блага человека, для утверждения правды на земле. (Правда есть другая сторона любви, есть ее защищающая сила.)

Проявляя столько заботы о Своих рабах, не еще ли больше печется Господь о Своих сынах? Ветхий Завет есть рабство, Новый Завет — сыновство. Мы уже не рабы в доме Господнем, а сыны в доме Отца. Раб смотрит только как угодить господину своему, и отношение к нему измеряется делами: сын же имеет дерзновение к отцу, боится оскорбить его не только делом, но даже намерением, чтобы не отлучить себя от любви отчей; его отношение измеряется чувствами, мыслями. Но кому больше дано, с того и спросится больше. “Мы дети Божии, но еще не открылось, что будем,” — говорит апостол; нам много дано и в нашей воле приумножить дар Господень. В нашей воле стать на путь ратников — воинов Христовых, сражаясь в нашем сердце, этом бранном поле, за правду Божию. В нашей воле положить начало благое — Господь и “намерение целует,” остальное же совершим при помощи благодати Божией.

Средством борьбы являются частые, молитвенные обращения к Богу — моменты творческие, выводящие нас из механичности, которые в таком обилии предлагает нам Св. Церковь в трогательных великопостных службах. Цель же борьбы — стяжание душевного мира. Когда мир водворится в нашем сердце, тогда мы вступаем на благодатный путь к Богообщению. Состояние общения с Богом настолько прекрасно, что оно является самой наградой — Царством Небесным внутри нас. К этому и призвал нас Господь, чтобы мы здесь, на земле, отдельными моментами стяжали себе вечность. Аминь.

Архиепископ Сергий Королев
Великий пост

Следующая новость
Предыдущая новость

Тысячи люстр на одном сайте Купить качественный китайский чай Особенности грузоперевозки на Газели Вячеслав Кантор - защитник всего человечества Новый Год на Мальдивах – мечта, которая становится реальностью

Публикации