Важность поста, соблюдение поста

Важность поста, соблюдение поста

Важность поста, соблюдение поста

Важность поста, соблюдение поста1. Пост - Божье предписание (Быт. 2. 16-17). Согласно Василию Великому "пост - некий ровесник человечества, ибо пост в раю установлен" (О посте слово 1, 3). Это - великий духовный подвиг и высшее выражение аскетического идеала Православия. Православная Церковь, неуклонно следуя и апостольским предписаниям и соборным правилам, и всему святоотеческому преданию, всегда провозглашала высочайшее достоинство поста для духовной жизни человека и его спасения. В богослужебном цикле лета Господня выражается все святоотеческое предание и учение о посте для постоянного и неукоснительного бодрствования человека и упражнения его в духовных подвигах. Поэтому он и воспевается как божественный дар, как благодать многосветлая, как оружие необоримое, как духовных подвигов начало, как прекрасная нива добродетелей, как пища душевная, как богодарованный помощник, как источник всякого любомудрия, как нетленного жития и равноангельского подражания, как матерь всех благ и добродетелей и как образ будущей жизни.

2. Пост как древнейшее установление встречается еще в Ветхом завете (Втор. 9, 18; Ис. 58, 4-10; Иоил. 2, 15; Иона 3, 5-7), утверждается же и Новым Заветом. Сам Господь постился в течении сорока дней до начала Своего служения (Лк. 4, 1-4) и Сам постановил, как надо поститься (Мф. 6, 16-18). В Новом Завете вообще пост рекомендуется, как средство воздержания, покаяния и духовного восхождения (Мк. 1, 6; Деян. 13, 2; 14, 23; Рим. 14, 21). Церковь, начиная с апостольского периода, провозглашала высочайшее значение поста и установила среду и пятницу как дни постные (Дидахи, 8, 1), а также пост пред Пасхой (Ириней Лионский у Евсевия в Церк. Ист. 5, 24) . Придерживаясь разнообразия в отношении продолжительности и содержания этих постов (Дионисий Александрийский, Послание к Василиду, Г.П.10, 1278), она выявляет духовный характер поста, на который должны ответить се верующие, каждый по своей силе и возможности, не давая, однако, свободы для презирания этого святого установления: "Смотри, чтобы кто тебя не совратил с этого пути учения. Ибо, если можешь нести все иго Господне, совершен будеши, аще же нет - то, что можешь, делай. О пище же, то, что можешь, соблюдай" (Дидахи, 6, 1-3).

3. Истинный пост, как, высший духовный подвиг, неразрывно связывается с неустанной молитвой и искренним покаянием. "Покаяние без поста напрасно" (Василий великий, О посте, 1, 3); так и пост без благодеяний мертв, особенно в современную эпоху, когда неравномерное и несправедливое распределение благ лишает даже самого хлеба насущного целые народы. "Постящеся, братие, телесно, постимся и духовно: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы" (Стихира среды первой седмицы Великого поста (см. Ис. 58, 6-7)). Пост не исчерпывается простым и формальным воздержанием лишь от некоторых видов пищи. "Для надлежащего поста недостаточно само по себе воздержание от пищи, но мы да постимся постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост - зла отчуждение, языка воздержание, гнева отвращение, похотей отлучение, многоглаголания, лжи, клятвы. Воздержание от таковых есть пост истинный. Пост есть добро" (Василий великий, О посте, 2, 7). Воздержание во время поста от некоторых видов пищи и довольствование малым составляют ощутимый элемент духовного подвига. "Пост есть воздержание от пищи, согласно обычаю, но пища не делает нас не делает нас ни более праведными, ни неправедными. А в таинственном смысле показывает, что, как знаком жизни является пища, а символом неядения - смерть, так и нам, мирским, надлежит поститься, чтобы нам мирови умереть, а затем, к божественной пище приобщившись, Богови жить" (Климент Александрийский, Экл. Г.П. 9, 704-705). Таким образом, истинный пост относится ко всей во Христе жизни верующих и завершается их участием в богослужении и, в частности, в таинстве Божественной Евхаристии.

4. Сорокадневный пост Господа, стал примером поста верующих, активизируя их участие в послушании Господу, чтобы через Него "совлеклись того, что не соблюли, и облеклись в то, что соблюли" (Григорий Богослов, 45, На Св. Пасху, 28). Христоцентричное понимание духовного характера поста, в частности Великой Четыредесятницы, для всего святоотеческого предания характерно подыхоживается святым Григорием Паламой: "Если так постишься, не только состражди и соумирай, но и совоскресай и соцарствуй Христу во веки бесконечные, ибо будучи сродником через таковой пост подобию смерти Его, причастником и воскресения буди и сонаследником жизни в Нем" (Беседа на Пятое Воскресенье поста, Г.П. 151, 161).

5. Согласно православному преданию, идеал духовного совершенства находиться весьма высоко, и каждый должен, если хочет его достичь, соответственно вознестись. Именно поэтому аскеза и духовный подвиг не имеют меры, как и совершенство совершенных. Очень немногие отвечают этим предписаниям православного высокого идеала и достигают обожествления даже при жизни. И они, несмотря на то, что делают все повеленное, никогда не превозносятся, а исповедуют, что они - "раби неключими и то, что должны сделать, сделали". Все остальные, согласно православному пониманию духовной жизни, не должны оставлять никогда добры подвиг поста, но в самообличении и с сознанием смиренного своего состояния предаваться за свои послабления на милость Божию, поскольку православная духовная жизнь не достижима без духовного подвига поста.

6. Православная Церковь, как любящая мать, установила все, что полезно для спасения, и предложила святое время поста как обдарованное "хранилище" новой во Христе жизни верующих от всякого навета вражия. Следуя святым Отцам, она незыблемо хранит святые апостольские установления, соборные правила и священные традиции, всегда предлагает святые посты как наилучшую в подвиге стезю духовного совершенствования и спасения верующих и обязывает их соблюдать все установленные посты лета Господня, т.е. Великой Четыредесятницы, среды и пятницы, которые засвидетельствованы в святых канонах, а также посты Христорождественский, Святых Апостолов, Успенский и однодневные - Воздвижения Честного Креста, в канун Богоявления и усекновения честной главы Иоанна Предтечи, а также все устанавливаемые по пастырскому попечению или соблюдаемые по желанию верующих посты.

7. Церковь, однако, установила согласно пастырскому попечению границы человеколюбивой икономии устава поста. Поэтому и предусмотрено по немощи телесной или по крайней необходимости, или ввиду трудности времени аналогичное применение принципа церковной икономии, в соответствии с авторитетным служением и пастырским попечением епископата Поместных Церквей.

8. На самом деле сегодня многие верующие не соблюдают всех установлений поста либо по малодушию, или из-за каких-либо условий жизни. Однако все эти случаи - общие или индивидуальные нарушения священных постановлений о посте - должны видеть проявление любящей материнской заботы со стороны Церкви, которая никогда "не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему". Поэтому для испытывающих затруднения в соблюдении действующих постановлений о посте, по причинам ли индивидуальным (болезнь, армия, условия труда, жизнь в диаспоре) или общим, этот вопрос предоставляется на духовное усмотрение Церкви и ее духовников: определить меру человеколюбивой икономии и снисхождения, облегчая в этих определенных случаях тяжесть священных постов. Все это в рамках вышесказанного и с целью неослабления священного устава поста. Это человеколюбивое снисхождение должно быть оказано со сей осторожностью. "Хорошо поститься каждый день, но тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест. В этих случаях не надо принуждать, но убеждать мягкостью и словом" (Иоанн Дамаскин, "О священных постах", 7).

9. Кроме того, все верующие должны поститься перед Св. Причастием, привыкнуть к посту, как выражению раскаяния, для осуществления духовного обета, чтобы достигнуть той или иной священной цели, во времена искушения, в связи с обращением к Богу с прошением, в периоды стихийных бедствий, перед Крещением (кто идет ко крещению взрослым), перед хиротонией, в случае епетимий, во время паломничества или при других подобных обстоятельствах.

Протоиерей Иоанн Цветенко
Важность поста и его соблюдение
Церконая газета. март 1993 г

 

Следующая новость
Предыдущая новость

Квартирный переезд: «Абрикос» превратит проблему в праздник Відомості про релігійну та етнічну приналежність українців як виняток можуть передаватися в Європол Вячеслав Моше Кантор – великий человек современности Стартовала регистрация на международный форум «Реформация массовых коммуникаций» в Киеве Руководство для Посетителей Участка Джиншанлин Великой Китайской Стены:

Публикации