Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков заявил, что УПЦ (МП) по-прежнему остается самоуправляемой частью Московского Патриархата, а изменения, внесенные в устав Русской православной церкви (РПЦ), имеют технический характер.
"Сообщаю, что никакой независимости никто не признавал. Фактически было одобрено только предложение о переносе центра управления УПЦ в Киев, то есть подтверждение того, что итак есть", — рассказал протоиерей Александр Волков российским "Известиям".
Он также уточнил, что ранее всё, что связано с жизнью УПЦ (МП), было в общей главе «самоуправляемые церкви». Теперь это вынесено в отдельную главу устава РПЦ. При этом на деле ничего не поменялось. Вынесение положения об УПЦ в отдельную главу "никак не меняет ее статус — она была и остается самоуправляемой частью РПЦ". Говорить об отделении Украинской православной церкви, по словам Волкова, «невозможно».
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ (МП) протоиерей Николай Данилевич, вошедший в комиссию РПЦ, созданную Архиерейским Собором РПЦ для диалога с главой УПЦ КП, в интервью русской службе Би-би-си также отметил: "Это не какие-то серьезные изменения, а скорее уточнение статуса УПЦ МП. Документы приводятся в соответствие с реалиями жизни, подтверждается статус УПЦ МП как самоуправляемой церкви с правами широкой автономии".
По его словам, нынешнее решение Собора — это и ответ на некоторые упреки и законодательные инициативы, появляющиеся иногда в Киеве: "Да, мы духовно связаны с Москвой, но юридически все управление происходит из Киева, и никакого внешнего управления церковью нет", — сказал он.
Московский протодиакон Андрей Кураев также считает, что никаких изменений от этого решения ждать не стоит. "Митрополит Онуфрий попросил, чтобы в уставе РПЦ была ссылка на документ, принятый на соборе 1990 года, по которому реально жила Украинская церковь", — цитирует его Би-Би-си.
Магистр богословия Илья Бей, донедавна преподаватель Киевской духовной академии УПЦ (МП), комментирует для Укринформа: "Эта глава – подарок данайцев, просто попытка ответа церковного руководства на вопрос верных, каково же место УПЦ. Мои коллеги шутили, что митрополия тщательно изучила мою статью "Как бы не с Москвой" (я написал ее под впечатлением от решения Синода УПЦ, который заявил, что к Москве УПЦ не имеет никакого отношения), мне пришлось оппонировать юридическому отделу митрополии. Но они скорее всего сделали вид, что вняли аргументам общественности и захотели прояснить статус. С одной стороны, хорошо, что они услышали голос общественности. С другой стороны, УПЦ осталась в РПЦ. Москва несколько удлинила нам поводок, но это все равно поводок. Статус УПЦ по-прежнему будет закреплен в документах РПЦ. Нормативные документы РПЦ остаются для нас ключевыми в определении нашего места. Вне заивисмости от того, что они напишут о нас, главное – это будет прописано в Уставе РПЦ. Нам бросили кость. Если бы нас (имеется в виду – УПЦ МП) хотели объявить самостоятельными, то нас бы объявили самостоятельными и дали бы Томос об автокефалии. Этого не произошло".
Заместитель председателя Комитета, председатель подкомитета по вопросам государственной политики в сфере свободы совести и религиозных организаций Комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности Виктор Еленский в комментарии "Обозревателю" высказал схожее мнение.
"Изменения в Устав, конечно же, никоим образом не отменяют то, что УПЦ является частью РПЦ, никоим образом не отменяют тот контроль, который есть со стороны Московской патриархии над УПЦ", — сказал он.
Украинский религиовед из Института философии НАН Украины Людмила Филипович добавляет: "Она [УПЦ МП] находится в изоляции, ушла из общественно-политической жизни страны, замкнулась в своих храмах, при этом участились случаи переходов целых приходов из церкви Московского патриархата в Киевский". По ее мнению, РПЦ этим решением пытается сгладить недовольство общества и избавить УПЦ (МП) от обвинений в излишне тесных связях с Москвой.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Российской Академии Наук Роман Лункин высказал "Коммерсанту" аналогичное мнение: "Украинская церковь и так фактически независимая и самоуправляемая с начала 1990-х годов. Поэтому указание в уставе РПЦ на то, что центром УПЦ является Киев, на практике ничего не меняет". Однако, по его мнению, "сделан важный шаг в поддержку независимого от Москвы характера управления и восприятия УПЦ в украинском обществе и во власти". "Более того, в условиях российско-украинского кризиса важно подчеркнуть, что центр УПЦ находится не в "стране-агрессоре", — считает эксперт. — Это может помочь избежать дискриминации УПЦ на основании законопроектов Рады об особом статусе организаций, центр которых находится в России".
Другой российский религиовед Александр Солдатов предполагает, что "патриарх Кирилл рассматривает эту ситуацию как свой личный шанс реабилитироваться за проповедь «русского мира» в 2010-14 гг., которая затем была использована вооруженными группами на Донбассе для оправдания войны. С какой стороны ни посмотри, а ход этот очень нестандартен для Московской патриархии, которая раньше действовала только прямолинейно – по крайней мере, на украинском направлении".
Фото: "Известия"