Решение Константинополя — это аннексия территории УПЦ, — архиепископ Климент

17.10.2018 20:13 3

Решение Константинополя — это аннексия территории УПЦ, — архиепископ Климент

"Главновости", 16 жовтня 2018

Константинопольский Патриархат своими действиями посягает на каноническую территорию УПЦ и пытается отобрать все церковное имущество

15 октября в Минске заседал Синод Русской Православной Церкви. От Украины на Синоде РПЦ в Минске присутствовали Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий, а также митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.

Тема заседания — церковный раскол, который спровоцировали неоднозначные решения Константинопольского патриархата по предоставлению автокефалии Украине и снятии анафемы с Филарета Денисенко и Макария Малетича.

Ранее Архиепископ Нежинский и Прилукский Климент (Вечеря) уже рассказывал о том, что никакого снятия анафемы не было, как не было и томоса для Украины.

На этот раз владыка Климент комментирует итоги Синода РПЦ, его значение и последствия для мирового православия.

Напомним, ранее стало известно о том, что Русская Православная Церковь прекратила евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом до тех, пор, пока последний не откажется от нарушающих каноны Церкви действия.

— Что же сегодня принял Синод русской православной церкви?

— Ну, во-первых, Синод Русской Православной Церкви не принял сегодня чего-то неожиданного. Те решения, которые прозвучали, были совершенно очевидны, поскольку Константинопольский Патриархат своими действиями и решениями грубо нарушил каноническое право и принципы существования и взаимосуществования Поместных Православных Церквей.

Поэтому безусловно необходима была определенная реакция со стороны нашей Церкви со стороны Московской патриархии и эта реакция прозвучала. Я бы обратил внимание, что самое главное решение Священного Синода — это не то, что мы все сейчас обсуждаем. Это разрыв евхаристического общения. Этот разрыв стал следствием как раз многих отступлений, канонических и догматических, и эти отступления были зафиксированы Священным Синодом. Именно такие действия Константинопольского Патриархата как грубое вмешательство на каноническую территорию нашей Церкви были следствием, точнее, причиной того, что в последствия Священный Синод принял решение о разрыве евхаристического общения.

То есть сначала были даны оценки действий Константинопольского Патриархата, а потом были приняты определенные решения, которые уже являются следствием такой антиканонической деятельности Константинопольской патриархии.

Мы, конечно, сожалеем о том, что сейчас происходит этот разрыв, потому что Господь заповедовал нам единство, Господь заповедовал всем христианам быть в единстве любви.

Но те действия, которые совершил Константинопольский Патриархат свидетельствуют как раз об отсутствии стремления к этому единству и безусловно Константинопольская патриархия прекрасно понимала, что они антиканонические решения приняты ею будут иметь именно такие последствия.

И несмотря на это, несмотря на увещевания, не смотря на то, что были переговоры и даже представители Священного Синода Русской Православной Церкви посещали Патриарха Варфоломея и объясняли ему ситуацию, объясняли ему настроения верующих людей и настроения епископата.

В то же время Константинопольская патриархия приняла такое весьма неоднозначное решение и сегодня мы имеем соответствующее решение Синода Русской Православной Церкви.

— В решении, я так понимаю, указано о том, чтобы прекратить общение до того, как Константинополь прекратит свои действия. Ведь фактически есть еще шанс на то, что это не будет раскол православия, равнозначный расколу тысячу лет назад?

— Надежда всегда есть и всегда есть возможность для здравого обсуждения тех вопросов, которые вызывают общие интересы или дискуссию. Именно поэтому и Синод Русской Православной Церкви и представители многих Поместных Церквей и Священный Синод Антиохийской Православной Церкви обратились Константинопольскому Патриархату с призывом созвать всеправославное совещание, созвать всеправославное обсуждение этой проблемы, которая выходит за рамки только лишь одной Поместной Церкви, и на самом деле является прецедентной проблемой.

Потому что если сейчас Константинопольский Патриархат зафиксирует свое право отменять свои решение трехсотлетней, пятисотлетней, тысячелетней давности, то это приведет к полному хаосу во взаимоотношениях Поместных Православных Церквей, потому что в истории каждой Поместной Церкви их канонические территории утверждались в силу очень многих процессов.

И эти территории зафиксированы различными документами. Если сейчас поддавать ревизии, историю такой давности, то будем иметь целый ряд очагов конфликтов, выяснений отношений между Православными Церквями.

Мы сегодня прекрасно понимаем, в какой ситуации живет православная Церковь, какие опасности для христианства. И вместо консолидации, вместо общего решения тех проблем и вызовов, которые существуют перед православием Константинопольская патриархия порождает массу локальных проблем, которые приведут к тому, что православные Церкви будут выяснять отношения между собой.

Выяснять отношения по поводу канонических территорий, а в это время совершенно другие силы будут действовать на умы и сердца паствы нашей. И естественно, что это не будет способствовать миссии православной Церкви в современном мире

— Получается, что действия Константинополя, вместо того, чтобы увещевать раскол в Украине они перенесли этот раскол на Всеправославный масштаб.

— Ну конечно же! Почему сегодня целый ряд православных Церквей уже высказались с осуждением такой односторонней интерпретации истории и более того — односторонних действий в отношении Украинской Православной Церкви со стороны Константинопольской патриархии.

Почему? Потому что православные Церкви опасаются, чтобы завтра такие же действия не были в отношении Антиохийской Православной Церкви и Сербской Православной Церкви, Болгарской Православной Церкви или какой-то другой иной православной Церкви.

Никто не застрахован, на самом деле, от того, что завтра кому-то из членов Синода Константинопольского патриархии не придет в голову какое-то новое сенсационное решение и весьма эпатажного характера и вследствие этого возникнет аналогичная украинской проблема где-то в другой поместной Церкви.

— А может быть такая ситуация, что какая-нибудь другая Церковь, другой патриархат признает что-то на территории Константинопольского Патриархата? Например признает Американскую Автокефальную Церковь от Константинопольского Патриархата независимой. Может такое случиться?

— То, что сегодня для нас показал своими действиями Константинопольский Патриархат — это как раз и стимул для многих раскольников, для многих не признанных церковных организаций искать себе признания или легитимизации в какой-то совершенно не обычный, не канонический способ.

И чем опасно решение Константинопольского Патриархата? Оно опасно именно тем, что эта патриархия единолично трактует исторические события, единолично трактует церковные каноны, не желая сообщаться по этому поводу с другими поместными Церквями.

Она считает себя вправе как бы выступать истиной в последней инстанции и абсолютно игнорирует мнение других поместных Церквей. Я напомню Константинопольским иерархам, что мы верим и исповедуем Единую Соборную и Апостольскую Церковь. Именно соборность нашей Церкви является свидетельством святого духа, именно на соборных решениях проявляется воля Божья.

Так всегда совершалось в истории вселенского православия, что самые главные вопросы принимались не единолично Константинопольской патриархией, а соборными решениями. Поэтому и Московская патриархия и другие Поместные Церкви призывают Константинопольский Патриархат не уклоняться от соборного, общего обсуждения той проблемы, которую сегодня Константинопольский Патриархат создал и в то же время, которая чревата не только для Украины, но и для других Поместных Церквей.

— Константинопольский Патриархат создал проблему себе, но получил ли он бонусы? Потому что был молебен, организованный президентом за томос и фактически мы видим, как признанный митрополитом Филарет снова вышел в патриаршем куколе. Фактически получается, что Филарет плюнул в это признание Константинополя? Просто отказался от него или как понимать то, что он вышел в наряде патриарха?

— То, что мы наблюдали в действиях Филарета это объяснению сложно поддается точно так же, как и действия Константинопольской патриархии в отношения Филарета, поскольку с одной стороны все дружно хлопали в ладоши, приветствуя снятия запрещений с Филарета и Макария, а с другой стороны, в тот же день Филарет заявил, что он как был патриархом, так и патриархом остается.

Эти два заявления, заявления Патриарха Варфоломея и заявления Филарета — взаимоисключающие, поэтому я так могу понимать, что решение Константинопольской Патриархии, даже если бы оно было бы легитимным в отношении Филарета, оно дезавуировано самим Филаретом.

Более того, были и другие последствия. Филарет совершал псевдобогослужение вместе со своими сподвижниками по Константинопольскому патриархату, которых он, так сказать, рукоположил, которых он уже принял в свой церковный раскол.

И эти люди не были легализированы ее Константинопольской патриархией. В отношении их Синод Константинопольской патриархии никаких решений не принимал. Как было заявлено в коммюнике, прещения были сняты с Филарета и с тех, на кого они были наложены до 1992 года, а все остальные так называемые епископы и священники Константинопольским Патриархатом признаны не были.

И вот Филарет «служил» с этими непризнанными епископами и священниками. Это служение является поводом для того чтобы в тот же день он был опять запрещен в священнослужении до полного раскаяния за общение с раскольниками. Так гласит каноническое правило. Священник должен покаяться или он будет низвергнут.

Я думаю, что Константинопольская патриархия лучше меня знает эти правила и мы ждем, когда же будет следующее заявление по поводу того, что раскольник Филарет вновь подается церковному запрещению.

— Но он уже будет раскольник с их стороны?

— Конечно же.

— Потому что получается, что таинства, совершенные Филаретом и его сподвижниками не признали.

— Конечно же, да. И они не признали и церковную структуру, возлагаемую Филаретом и церковную структуру, возглавляемую Макарием. То есть, не может быть по их логике на территории митрополии Константинопольского Патриархата еще один патриархат, даже под названием Киевский Патриархат.

Решения Константинопольской патриархии — это аннексия территории Украинской Православной Церкви. Константинопольская патриархия единолично объявила, что вся Украина — это ее каноничная территория, а то бишь, это все храмы, все монастыри и все движимое и недвижимое имущество, принадлежащее религиозным организациям православным на территории. Это ее собственность.

Если Филарет согласился бы на такие решения, то тогда бы снятие запрещений было бы действительным со стороны Константинополя и тогда бы на Филарет был бы частью Константинопольской патриархии, а не патриархом, как он сам себя называет.

Но поскольку каноническая ценность и заявления Филарета о своем патриаршестве и заявление Константинопольского патриарха о том, что он является управляющим киевской митрополии абсолютно одинаковые, абсолютно ничтожны, как это трактуется в юридическом праве.

— Благодаря действиям Филарета есть шанс, что всеправославного раскола удастся избежать, потому что приедут вновь эзархи от Константинополя, посмотрят, что получилось вместо того, чтобы объединять три православных Церкви создать четвертую и они могут отказаться все-таки от своих решений. Тогда Синод РПЦ снимает запрет на сослужение?

— Мне всегда хочется верить лучшие, но очевидно, что Константинопольская патриархия создавала данный прецедент совершенно осознанно и понимая все его последствия. По этой причине мне почему-то кажется, что самая главная задача Константинопольской патриархии была не во врачевании раскола и не в объединении тех Церквей, которые сегодня составляют разрозненное тело православной Церкви в Украине, а создание своей юрисдикции, создание каких-то структур, которые были бы в непосредственном подчинении Константинопольской патриархии с административными всеми вытекающими последствиями и, я думаю, в первую очередь с экономическими последствиями.

Потому что же сейчас известно о том, что идет торг по поводу собственности на Андреевскую церковь, собственности на Софию Киевскую, сейчас идет разговор о Межигорье и и многими другими слухами земля полнится.

И мы видим, что главные интересы тех игроков, которые были у нас здесь в Украине это не единство православия, и не судьба украинского народа, и не спасение душ верующих людей нашей Церкви, а дерибан церковной собственности и шантаж в отношении того, что вот они дадут какую-то подачку каноническую если им за это будут отдавать церковное имущество или какие-то другие преференции.

— Но сегодня на это же имущество претендует кроме Филарета еще и униатская церковь, которая была бы не против получить Андреевскую церковь и другие соборы в Киеве. И получается, Константинополю в этом дележе ничего не достанется.

— Сложно говорить о том, чего на самом деле еще сейчас нет, поэтому самое неприятное в этой всей истории это то, что между христианами нет единства. Между братскими и до недавнего времени Поместными церквями нет евхаристического общения. Это будет иметь безусловно очень серьезные последствия для миссии православной Церкви в мире. И это очень серьезный урок, который должны вынести все поместные православные Церкви в отношении того, что каноническое право и каноны церкви, то каноническое поле, в котором существует православие уже около двух тысяч лет, оно должно быть незыблемым и его пренебрежение со стороны кого бы то ни было, даже со стороны первого среди равных, оно чревато очень серьезными последствиями для спасения верующих людей, которые являются первую очередь главным объектом действия Церкви в этом мире.

То есть главная задача, для чего Церковь существует, это не делить территории и не экзархаты здесь устраивать, а спасать верующих людей, приводить людей ко спасению. К сожалению, такие действия Константинопольского Патриархата не способствуют этой главной миссии Церкви.

— Фактически получается, что Константинопольский Патриархат нанес еще себе экономический ущерб, потому что в том же Стамбуле на Афоне многие храмы содержались благодаря пожертвованиям паломников от РПЦ, паломничества из РПЦ. И фактически получается, что сегодня уже этих половников не будет, эти храмы уже можно посещать только как музеи?

— Я бы не согласился, что эти храмы можно посещать как музеи, но это определенный нюанс, который безусловно будет иметь место. И поскольку, конечно же, очень много людей посещали святыни, которые находятся в ведомстве Константинопольской патриархии, то так как раньше уже не будет.

Конечно для верующих людей будут определенные препятствия, сложности, но и для тех храмов, для тех монастырей, для тех епархий Константинопольской патриархии, которые, будем говорить по-правде, жили за счет верующих из Русской Православной Церкви, из Украины, из Беларуси, из Молдовы, сегодня, думаю, для них начинается новая ситуация.

И это безусловно будет создавать повод для того, чтобы они подумали, насколько правильно поступили они позарившись на каноническую территорию Украинской Православной Церкви.

— Русская Православная Церковь — это около двух третей православных верующих в мире?

— Где-то так приблизительно эта статистика и звучит, но когда мы говорим о верующих людях, то мы подразумеваем тех людей, которые живут церковной жизнью, которые не просто родились и крестились в православии, а посещают храм, принимают участие в таинствах, обрядах православной Церкви.

И по качеству этой духовной жизни, если можно так сказать, то мы свидетели того, что в Украине очень глубоко воспринимают все, что связано с православием наши верующие. Далеко не во всех странах, где присутствуют другие поместные Церкви есть у верующих людей такое глубокое понимание, глубокое переживание своей веры.

Но конечно без Русской Православной Церкви православие не может быть воспринято в целостности, потому что поместных Церквей много,. Конечно же подавляющее большинство православных верующих на планете Земля это верующие, которые входят в каноническое единство с Русской Православной Церковью.

— Но получается именно поэтому такая задача Константинополя, которая поставлена кем-то уменьшить количество прихожан Русской Православной Церкви, отрезав именно территорию Украины? Может быть ради этого все и завязывалась?

— Сложно говорить о каких-то конспирологических теориях, но однозначно, что все то, что происходит, оно не на пользу ни Украинской Православной Церкви, ни Константинопольской патриархии, ни вселенскому православию.

— За то это идет на пользу нашей власти, которая вместо того, чтобы ответить избирателям, где выполненные обещания предвыборные, где экономические результаты, они сегодня пытаются отвлечь проблемами, которые совсем не волновали общество. Может быть было бы проще Украинской Православной Церкви отлучить от Церкви, но предать анафеме депутатов, которые режут церковную жизнь. Если политики не хотят не лезть в дела религии, то может быть Церкви нужно уже взять и отделиться от этих политиков и сказать, «вы не с нами»?

— Дело в том, что надо выяснить, а кто был с нами и кто на самом деле является членом Святой Православной Церкви, потому что многие политики под страхом ущербности для себя в политическом плане давно сами себя отлучили от православной Церкви. Они бегают то в одну Церковь, то в другую, где-то прячутся, боятся, что их кто-то заметит в канонической Православной Церкви.

В то же время понимают, что истина только в канонической православной Церкви, и это с одной стороны выглядит цинично, а с другой стороны эти люди должны понимать, что им не нужно ждать, чтобы их кто-то отлучал от православия, они сами своими действиями отлучают себя от православной Церкви со всеми вытекающими последствиями для души.

— Спасибо большое за разъяснение, я думаю, что все-таки мы будем надеяться, что раскола такого же, какой был тысячи лет назад в православии не произойдет.

— Я бы в первую очередь обратил внимание на то, что любой раскол — это трагедия. Любое разделение между верующими — это очень большая трагедия. Вот если мы почитаем внимательно Евангелие, если мы почитаем послание апостола Иоанна Богослова, то мы увидим, что все эти библейские тексты пронизаны увещеванием хранить церковное единство.

И поэтому раскол не может быть уврачован механически присоединением одного к другому, раскол должен быть уврачован через покаяние тех, кто совершил его, потому что, кто совершает раскол, тот совершает грех против церковного единства, и тем самым нарушая те прописные истины, которые говорит нам Священное Писание Нового Завета.

Мне очень неприятно, что эти прописные истины приходится объяснять представителям Константинопольской патриархии, которые презентует себя как первую среди равных Церковь и трактуют церковные каноны.

Если эти церковные каноны не основаны на Священном Писании и на придание святых отцов, то грош цена этим церковным канонам, тем более их трактование в таком ключе, которое противоречит христианскому мировоззрению и тем принципам, которые Господь наш Иисус Христос привнес в этот мир для того, чтобы все христиане жили именно по ним.

Поэтому я бы призвал всех людей молиться о восстановлении этого церковного единства, молиться о том, чтобы это разделение не углублялось, и чтобы оно не приносило вреда еще и другим странам, другим Поместным Православным Церквям.

Потому что все те, кто совершают эти церковные разделения, они ответственны перед Богом в первую очередь на Страшном Суде за все те действия, которые ранят тело Христово, которым есть Церковь.

Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/73102/

Следующая новость
Предыдущая новость

Чем хорош пленочный теплый пол под ламинат В Радомышле готовится международная межконфессиональная конференция по работе с детьми-аутистами Справки формы 027 у Как создать авторский онлайн-курс: пошаговый план работы Белоснежная улыбка – залог успеха

Публикации