Представьте преподавателя английского языка. Если исключить офлайн уроки, он может набрать учеников для индивидуальных занятий, или даже группу, и заниматься с ними через skype или zoom. Минусы такого подхода — ограниченное количество учеников, которых он может обучить без потери в качестве, и количество часов в сутках.
Или, например, эксперту нужно провести обучение сотни сотрудников в фирме, филиалы которой разбросаны по стране. Можно, конечно, покататься и провести тренинги персонально, но тут возникает вопрос, насколько синхронно и быстро вы хотите внедрить изменения.
И в том, и в другом случае эксперты могут создать авторский онлайн-курс и сэкономить свое время и силы, увеличить охват аудитории, а с ним и прибыль.
Не всему можно научиться по интернету. Чем сложнее предмет, которому вы собираетесь обучать, тем больше практических заданий нужно. Но если вы не эксперт в хирургии или дайвинге, создать обучающий курс самостоятельно вполне реально. Мы составили план работы над онлайн-курсом, который вы можете адаптировать под свой конкретный случай.
Если вы представляете объем работы и понимаете, что не справитесь, или просто не хотите заниматься этим самостоятельно — обратитесь в агентство, которое разработает ваш авторский курс с нуля до запуска. Не уверены в своих силах, но кризис ударил и по вашему карману? Эконом вариант - пройти курсы по созданию онлайн-курсов, в интернете их много, под любые цели и возможности. Например, сайт konevy.com предлагает выбор из 300 курсов по теме инфобизнеса с разных платформ. Курсы можно сравнить по отзывам, оценкам, цене, есть даже бесплатные. Плюс есть фильтр уровня подготовки — от новичка до эксперта.
На первом этапе надо определиться, чему вы хотите и, главное, можете научить других. Подумайте, на кого курс будет рассчитан? От целевой аудитории зависит не только наполнение курса, но и его продолжительность и цена.
Ориентируйтесь в первую очередь на свои навыки, возможности и достижения, а также спрос на рынке. Посмотрите примеры онлайн-курсов по своей дисциплине. Вот несколько популярных сейчас в дистанционном обучении направлений: изучение языков, маркетинг, финансы, программирование, дизайн.
Когда вы знаете, кого и чему хотите обучать, нужно выбрать, каким способом это сделать. В этом пункте вы должны расписать техническое задание под ту информацию, которую будете преподносить, поделить ее на тематические блоки — модули, а их уже на отдельные занятия — уроки. Чем детальнее вы пропишите содержание каждого урока, тем проще будет ваша дальнейшая работа.
Структура онлайн-курса будет отличаться в зависимости от задач. Подумайте, какой материал лучше будет подать в текстовом виде, а какой — в интерактивном или видео-формате. В первом случае используйте слайды, справочники, чек-листы, рабочие тетради. В качестве интерактива подойдут консультации с куратором, общение в общем чате, тесты. Добавьте в конце список ресурсов для дополнительного изучения — так учащиеся смогут самостоятельно углубить знания.
Дизайн курса должен не только радовать глаз и выделять ваш авторский курс среди других, но и выполнять конкретную функцию — помогать ученикам воспринимать информацию визуально. Для этой цели используйте конструктор онлайн-курсов, например, iSpring Suite или CourseLab - они платные, но все равно дешевле, чем нанимать дизайнера.
В первом конструкторе вы работаете через PowerPoint, так что процесс будет не сложнее создания презентации, плюс есть бесплатные видеоуроки, обучающие статьи и шаблоны. Минус этой программы — мало возможностей для интерактива. Если хотите сделать более сложную структуру курса, выбирайте CourseLab. Он сложнее в освоении, зато, разобравшись, вы сможете создавать целые обучающие игры с нелинейным сюжетом и геймификацией.
Если вы собираетесь размещать курс на конкретной платформе, на их сайтах могут быть встроенные конструкторы, как у Udemy и GetCourse. Там же вы найдете обучающие материалы, как создать онлайн-уроки на базе этих платформ.
Плохая новость — тут потребуются техническое оборудование и хотя бы минимальные навыки монтажа. Хорошая — в интернете полно бесплатных обучающих материалов о том, как настроить камеру, освещение, работать в кадре и монтировать.
Видео-урок не обязательно должен быть похож на школьный урок, снятый на видео. Кроме видео-лекций существуют еще скринкасты — запись с экрана компьютера, и презентации с видео или аудио-сопровождением лектора. Отталкивайтесь от того, в каком формате ученикам будет удобнее воспринимать конкретную информацию.
Тесты позволяют проверить полученные знания. Помимо учебной успеваемости, это показатель эффективности курса — насколько вы смогли заинтересовать ученика, донести до него информацию, научить применять ее на практике.
Если вы проверяли тесты пять раз, проверьте шестой — лишним не будет. Не используйте неочевидные или, наоборот, слишком очевидные ответы, подсказки в самих вопросах, двоякие понятия. Такие ошибки приведут к невозможности адекватно оценить результаты обучения.
Не бойтесь, что ваш курс получится слишком простым. Если вы хорошо разбираетесь в теме, вам нечего скрывать за красивыми спецэффектами. В обучающем курсе главное — какой результат получит ученик, на этом и сосредоточьтесь.