Заповедь поста, цель поста

Заповедь поста, цель поста

Заповедь поста, цель поста

Заповедь поститься дали нам Сам Господь и св. Его ученики и Апостолы своим примером и словом. Если постились Господь и Апостолы, то их пост, долженствующий служить для нас примером подражания, есть уже для нас и заповедь поститься. Особенно же внушения Христовы и Апостольские хранить пост, должны быть для нас заповедью поститься (напр. Матф. 11, 16 - 17; 9, 15; 1 Коринф. 7, 5 и проч.).

Пост совершенный и истинный служит для нас, по указанию Спасителя и Апостолов, необходимым средством, во первых, к нашему освящению и единению с Богом. Ибо в Писании пост изображается спасительным орудием к одолению искушений от диавола, который не исходит токмо молитвою и постом (Матф. 17, 1), к обузданию страстей (Псал. CVIII, 24) и к смирению (Псал. XXXIV, 13; Исаия LVIII, 5), к покаянию и умилостивлению Бога (2 Царств. 12, 16, 22; Иона 3), к угождению Богу (Лук. 2, 37), к собеседованию с Богом (3 Царств. 19, 8 - 15), к Боговедению и сопрославлению Божественным светом (Исход. 34, 28 - 35), общению с миром духовным (Матф. 4, 11). Как средство к освящению и единению с Ангелами и Богом, в общении с которыми первоначально пребывали в раю первые человеки, воздерживаясь от запрещенных плодов и питаясь плодами прозябения (Быт. 1, 29 - 30), и непрестанно пребывают на небеси святые, совершенно неядущии, св. пост называется у отцев Церкви подобием райскаго состояния безгрешных прародителей, и подобием жития святых на небеси. В Божественном Евангелии постная пища представляется совершеннейшею: Иисус Христос, явивший нам Собою образец полнаго совершенства, нигде в Евангелии, исключая времени вкушения пасхального агнца, не представляется вкушающим пищу мясную, но многократно упоминается благословляющим и приемлющим пищу постную.

Во-вторых, пост совершенный и истинный служит для нас средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека и святых Его. Господь Сам заповедал это участие, сказав: егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся (Лук. 5, 55); и Ап. Павел говорит также о подражании Иисусу Христу: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе (Филиппис. 2, 5): подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Коринф. 4, 16). Так невесте Христовой - Церкви и всякой душе христианской, при воспоминании поста, страданий и смерти благодатнаго Жениха - Христа, друга Женихова - Предтечи Иоанна (Иоан. 4, 29) и иных друзей Божиих (Иоан. 15, 14), необходимо нам явить живое участие собственным постом, особенно в те дни, когда Спаситель и святые постились или страдали. Постясь по установлению Церкви во дни поста Господа и святых, мы поучительно исповедуем, что для нас в делах веры и духовной жизни служат образцами Господь и св. други Его, а постясь во дни страданий и смерти Господа и святых, мы благоговейно свидетельствуем, что нашему сердцу не чужды их терпение и раны ради грехов наших. Господни и святых страдания и смерть, в коих должны мы принять живое участие постом, есть жертва за нас: так пост наш во дни сих страданий и смерти есть посильная наша жертва, поставляющая нас в эти дни в правильное отношение к Господу и святым, принесшим себя в жертву за нас. Вообще добровольные лишения себя удобств, приятностей и удовольствий, предписываемые или одобряемые Православной Церковью, как - то: посты, молитвенные бдения, стояния, хождение на поклонение св. местам, всегда должно полагать в числе лучших и живых свидетельств нашего Православия. Св. Амвросий Медиоланский говорит: глаголяй в Нем (Христе) пребывати, должен есть, якоже Он ходил, и сей такожде да ходит (1 Иоан. 2, 6) т.е. желая быть христианином, поступай также, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты грешник и не хочешь поститься. Разсуди же после сего: какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкакл; услаждаешься, когда Он постился. Посему все святые Ветхаго и Новаго Завета, имевшие живую веру в Спасителя, свидетельствовали ее между прочим и постом. Подвижники Ветхаго Завета, напр. пророки Моисей, Илия, Даниил, Предтеча и другие своею строгой, постнической жизнью исповедали веру свою в грядущего и имевшаго пострадать Мессию. Подвижники Новаго Завета, умерщвляя и порабощая тело свое (1 Коринф. 9, 27), исповедали и исповедуют веру свою в пришедшаго на землю и пострадавшаго за нас Господа Иисуса.

Заповедь и цель поста
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.

Следующая новость
Предыдущая новость

Фотообои в спальню на любой вкус Самый большой выбор напольных покрытий со скидками Модная одежда Краснодар Спілка християнських письменників України заснувала християнську літературну премію На адвентистском слёте под Киевом крестили 59 подростков

Публикации