Двоякий характер поста

03.01.2007 14:04 6

Двоякий характер поста

Двоякий характер поста
Когда мы говорим о посте или даже когда сами постимся, мы, как правило, думаем исключительно о воздержании от определенных продуктов и об умеренности в отношении других, постных. Однако такое восприятие поста односторонне и ущербно, так как истинный пост имеет двоякий характер. Существует телесный пост и наряду с ним духовный пост.

Телесный пост заключается в воздержании от тех или иных яств и напитков. Духовный пост, являющийся предпосылкой для поста телесного, касается в первую очередь души, но в широком смысле и всего человеческого естества. По христианскому учению он заключается не только в удалении от греха, но и в соблюдении воли Божией, в делании добрых дел и стяжании христианских добродетелей.

Когда мы говорим о телесном посте, мы имеем в виду частичное или даже полное воздержание от определенных продуктов. Но первоначально, как мы уже заметили, пост заключался в полном воздержании от любой еды и даже от воды. Однако с течением времени пост стал означать также воздержа-ние от определенной пищи по определенным дням или в течение тех или иных периодов.

Главная составляющая христианского поста, если говорить о "воздержании от яств", состоит в воздержании от мяса. Затем следуют некоторые другие продукты, также происходящие от "закалаемого" скота.

Этим воздержанием мы стараемся смирить свою плоть, обуздать инстинкты и усмирить страсти. Это то, что Апостол Павел называет "умерщвлением" и "распятием" плотского мудрования, страстей и похотей (см. Кол. III, 5; Гал. V, 24).

"Воздержание от яств" не означает гнуушения этими яствами, поскольку, по словам Апостола, всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1 Тим. IV, 4); это аскетическое усилие, направленное на освобождение от сластолюбия и изнеженности, которые Отцы считают "началом всякого греха". По прекрасному святоотеческому выражению, приведенному в Отечнике, христианский пост - не "убийство тела", а "убийство страстей".

Еще одно свойство поста, которое подчеркивают многие духоносные учители Церкви - умеренность в еде, которая касается не только поста, но и вообще отношения христианина к пище. Мы должны всячески избегать пресыщения и объедения. Мы едим столько, сколько требуется для жизни, а не для того, чтобы служить инстинктам и похотям. По словам святого Кирилла Иерусалимского, "станем употреблять пищу умеренно, не будучи отягощаемы чревобесием, но обуздывая свое чрево, чтобы иметь власть и над прочими страстями. Да будет управляемо тело душою, а душа да не будет увлекаема плотскими удовольствиями".

Однако помимо телесного поста настоящий пост включает в себя и духовный пост. Это, как мы уже сказали, пост души, состоящий в "удалении от зол", и он-то по преимуществу является "истинным постом", приятным Господу. Василий Великий учит: "Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей: потому что истинный пост есть устранение от злых дел".

"Устранение от злых дел" означает воздержание от зла, то есть от греха во всех его проявлениях: от греховных дел, злых слов, страстных похотей, нечистых помыслов. И этот образ поста, заключаются в том, чтобы, по словам Иоанна Златоуста, "удаляться от всякого зла", гораздо выше поста телесного, заключающегося лишь в воздержании от пищи. Тот же Отец в другом своем сло-ве усиленно подчеркивает, что ценность поста заключается не в его "телесной" составляющей, но в воздержании от греха: "Ибо честь поста заключается не в воздержании от пищи, а в удалении от грехов, так что именно тотто и бесчестит пост, кто ограничивает его одним воздержанием от яств".

Это значение, которое наши Отцы придают духовному посту, не означает того, что они принижают пост телесный; во-первых, этим Отцы выстраивают правильное соподчинение двух сторон истинного поста, а, во-вторых, пытаются оградить верующих от опасности превратить пост, ограниченный лишь воздержанием от пищи, в бесполезное соблюдение внешних форм и правил.

То же учение - но уже в поэтической форме - развивают и церковные песнопения, в особенности Великой Четыредесятницы - главного периода воздержания и духовного поста на протяжении церковного года: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия, безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость".

(Постясь, братья, телесно, будем поститься и духовно: разрушим всякие оковы несправедливости, расторгнем узы насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую расписку, дадим голодным хлеб и введем в дома нищих и бездомных, чтобы получить от Христа великую милость).

Другая стихира говорит нам об опасности деградации телесного поста, не сопровождаемого постом духовным: "От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуеши неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидема будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим. Да не убо, согрешающи, пост непотребен сотвориши; но непоколебима к стремлением безместным пребывай..." (Постясь от пищи, душа моя, но не очистившись от страстей, напрасно ты радуешься неядению: ибо если оно не станет для тебя поводом к исправлению, ты, как лживая, будешь возненавидена Богом и уподобишься злым демонам, которые вообще никогда не едят. Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебима неуместными влечениями...).

Духовный пост, как мы уже заметили выше, заключается не только в отказе от чего-то, в "удалении от зол", но и в старании верующего отозваться на волю Господню и соблюсти Его животворные заповеди. Христианин отказывается от наслаждения материальной пищей и наслаждается духовными добродетелями. Он воздерживается от различной пищи, но питается словом Божиим и Его спасительными заповедями.

Апостольские постановления связывают соблюдение поста с подаянием милостыни: "После же недели поста мы предписываем вам поститься также каждую среду и пятницу, а излишками, образующимися от поста, поддерживать нищих". Таким образом, - постясь и совершая дела человеколюбия, - постились и первые христиане согласно Апологии Аристида, древнему христианскому памятнику относящемуся к началу II века: "А если среди них [христиан] есть кто нуждающийся или бедный, а у них нет возможности содержать его, они постятся два или три дня, чтобы подать нуждающимся необходимую пищу".

Но и в Постной Триоди, ярко и подробно раскрывающей богословие поста, встречаются чудесные выражения, разъясняющие эту сторону духовного поста: "Сытость греха, душе моя, возненавиждь всегубительную, насладися сытостию поста прилежно, спасительныя заповеди снедь сотвори, наслаждение исходатайствующия вечных благ верою". (Возненавидь, душа моя, всепагубное насыщение греха; старательно наслаждайся насыщением поста, сделай пищей спасительные заповеди, которые через веру ходатайствуют наслаждение вечными благами).

Подвизающиеся христиане "питаются Божественною благодатию" и с помощью "краснейшего" поста, "матери добродетелей", укрепляются к делам богоугодной жизни и взращивают спелый колос добродетелей.

Двоякий характер поста
"воздержание от пищи" и "устранение от злых дел"

Следующая новость
Предыдущая новость

Монастир на Франківщині перейшов під юрисдикцію Київського Патріархату Федерация еврейских общин начинает проект передвижных синагог по четырем областям Украины Оригинальные игровые машины для тех, кто любит побеждать Самая вкусная пицца в Киеве с доставкой Ребенок с умными часами всегда под контролем

Публикации