Протоиерей Виктор Гранкин

14.05.2007 0:32 77

Протоиерей Виктор Гранкин

Протоиерей Виктор Гранкин

Отверзи мне, Живодавче, двери Божественного покаяния! Приступим усердно ко Господу сил, очистим телеса и души от всякой скоромной пищи и разного рода вольностей зла. Воспоем Христу Спасителю и Жизнодавцу, призывающему всех людей через покаяние в Царство Небесное. Да все мы узрим Царя и Бога нашего Христа, Воскресшего во славе Своей.

В преддверии Великого Поста Святая Церковь поучительно вразумляет нас, утопающих во греховной жизни. Святая Церковь зовет всех верующих смиренно, с любовию принести чистосердечное покаяние и оставить свои пороки у Креста Христова. Каков же наш ответ на сей зов? "Много званых, - по изреченной Христом притче, - мало же избранных" (Лк. 14, 24).

Многие современные христиане под предлогом болезней уклоняются от поста. Сказано, мол, что "пост больного и молитва злого Богу не угодны". Верно. Да ведь не всякая болезнь настолько изнуряет тело, что может заменить собою подвиг поста. Стало быть, надо к этому вопросу подходить разумно и, если позволяют силы, не лишать себя возможности послужить Богу постом. Ведь и то сказано, что пост и молитва - это два крыла христианина. На одном же далеко ли улетишь?.. И от земли- то не оторвешься.

Многие перетолковывают сказанные Самим Христом слова: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст" (Мф. 15, 11). Да ведь дело в том, что когда речь идет о грехе, то пища не играет особой роли, так как она - или отказ от нее - всего лишь средство для спасительного самоограничения. А оскверняют наши порочные желания, невоздержанный язык, разные мерзкие слова, сказанные человеком, они же сквернят не только говорящего, но и тех, кто слышит.

Обыкновенно возражения состоят в том, что лучше делать добрые дела, нежели поститься пищею. Как будто бы одно исключает другое! Конечно, в наши дни особенно трудно удержаться от порока. Потому что все годы нас учили и призывали к другому: "Пей, ешь, веселись, все бери от жизни, ибо завтра умрем". Но пост - это не только отказ от мяса, это еще и смирение и добрые дела. Святая Церковь не совершает насилия над Своими чадами, Она, как любящая Мать, взывает: "Осторожно, сын мой!" И мы видим, что постящегося меньше одолевают страсти, воздержание оказывается тем добрым снадобьем, что и нужно всем нам, недугующим душою и телом. Как опытный духовный врач, Святая Церковь, снисходя к нашей немощи, определила нам самый род и меру пищи, необходимой для поддержания телесных сил. Ведь в мире, где царит сатанинский разгул, нелегко смирить себя без воздержания, в том числе и в пище.

Пост - это наша деятельная любовь ко Христу. Мы ясно видим из Святого Евангелия, что заповедь поста существует для всех верующих, неоднократно в Евангелии мы встречаем напоминания об этом Самого Господа Иисуса Христа.

Раскроем Святое Евангелие и вникнем, что говорится в нем о тех днях, когда Христос был Духом возведен в пустыню. "Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни" (Лк. 4, 2). Сам Спаситель, приняв Святое Крещение, сорок дней был в пустыне, где постился и молился, и лишь после этого начал собирать Себе учеников и проповедовать о Царстве Небесном. Совершая нелицемерный пост, Господь показал всем нам, как должно поститься христианам. Не всякий из нас может на дни поста удалиться в пустыню или хотя бы в достаточно укромное место от мира с его соблазнами. Но удалиться от мирской суеты, отрешиться от развлечений - по силам любому. При этом не нужно принимать на себя уж очень отрешенный вид, всячески подчеркивая свое подвижничество в посте. Об этом и Христос говорил: "когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися" (Мф. 6, 16). Только непоказное делание угодно Богу.

Мы должны понимать, что такое пост. Надо нам научиться отличать "день от ночи". Как мы сейчас живем? Как животные, нет у нас порядка. Многие родители стали пьяницами, в доме скандалы, часто доходит до развода, и остаются дети сиротами при живых родителях. Мы забыли дорогу в храм и не знаем, как молиться, как поститься согласно заветам Церкви. Как? Нужно самой поститься, тем и показать пример своему мужу и детям. Нет, мы идем на поводу у неверующих, у нас и в пост - шумные праздники. А где крик и гам, там и сатана пляшет. Ученики спрашивали Иисуса, почему не могли они изгнать злого духа из одержимого. "И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк. 9, 28, 29). Здесь великое свидетельство Самого Господа Иисуса Христа о том, что власть над нечистыми духами даруется только тем, кто живет в молитве и посте.

Первые ученики Христовы после Его Воскресения были всегда соединены с постом, это можно видеть на примере Антиохийской Церкви. Язычник Корнилий, сотник Римский, обратившись к Богу, молитвою и постом достиг Царства Божия (См. Деян. 10, 31).

Конечно, для неверующего пост ни к чему. Нужна вера, она заставляет человека приступать к посту. Для верующего пост - это духовное лекарство. Во-первых, он смиряет человека, а смирение ведет к прощению и взаимной любви. Недаром и Великий Пост предваряется чудесным праздником - Прощеным воскресеньем. Как мудры и предусмотрительны слова Апостола Павла: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется" (Рим. 14, 21). Если муж не ест мяса, но выпивает, какой же это пост? Или мы сами мяса не едим, а ближнего осуждаем, творим недоброе - в пользу ли нам такой пост... Нужно вдумчиво смотреть, чтобы свобода ваша не послужила соблазном для слабых, потому и Апостол пишет: "если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса вовек" (1 Кор. 8, 8 - 13). А святые отцы на Соборе строго постановили в 69-м Правиле: "Аще кто, Епископ или пресвитер, или диакон или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен". Будем иметь послушание Святой Церкви и святым отцам и Божией помощью придем к великому празднику Светлого Воскресения с чистой совестью и благодатной радостью. Да благословит нас Господь сей пост пройти в воздержании и молитве, в терпении и смирении, дабы нам прославить Великолепное Имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Протоиерей Виктор Гранкин
Пост - это наша любовь ко Христу...

БЛАГОВЕСТ - Православная газета

Следующая новость
Предыдущая новость

Веселые приключения с Crazy Monkey на портале ArvadaCasino Выгодные тарифы на поставки интернета в Киеве Как сделать дом уютнее Професійний переклад угорської мови - успішно укладена угода Современная криптовалюта простым языком

Публикации