Игумен Вениамин Лабутин

Игумен Вениамин Лабутин

Игумен Вениамин Лабутин

По милости Божией все мы вступили в Великий пост - время усердной молитвы и покаяния, борьбы со своими страстями и пороками, очищения нашей души от того зла и нечистоты, которые накопили за прошедший год. Святые отцы называли Великий пост «десятиной года» и проводили аналогию с обязательной десятиной, которую Господь через пророка Моисея повелел всем верующим отдавать на храм и дела милосердия. Так и десятую часть календарного года необходимо посвятить Богу и делу спасения нашей души, отложив излишние житейские попечения. Внешне Великий пост может показаться временем особой скорби - исчезают смех и веселие, более скудной становится наша трапеза, священнослужители надевают черные облачения, на Богослужениях полагается много земных поклонов. Но для верующего человека Великий пост - это путь преображения нашей души, ведущий от рабства к свободе, от смерти - к вечной жизни со Христом.

Великий пост позволяет нам лучше осознать смысл нашего бытия. Преподобный Серафим Саровский видел суть жизни Христианина в стяжании Святого Духа, в превращении человека в одухотворенный храм Божий. Известная русская пословица гласит: «Бог не в бревнах, а в ребрах». Если на протяжении земной жизни в нашем сердце не произойдет благодатная встреча со Христом, если мы не обожимся, - то жизнь прожита напрасно, человек не подготовил себя для пребывания в вечности. Но обожение - это великий подвиг, пройти который невозможно без оставления греха, без приобретения дара воздержания. Невоздержанный человек делает свою душу пленницей неуемных желаний и неспособен на подвиг покаяния. По словам Святителя Игнатия (Брянчанинова), «не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище не сможет сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия и жилищем гордости».

Великий пост начинается с воздержания чрева, то есть в полном отказе от мясной и молочной пищи, рыба вкушается в этом году в пост лишь один раз - на праздник Входа Господня в Иерусалим. И во вкушении растительной пищи необходимо соблюдать умеренность, в понедельник, среду и пятницу Церковный устав предписывает сухоядение. Эту сторону поста признает сейчас большинство современных людей, привыкших к голоданиям и разного рода очисткам организма. Но, к сожалению, именно этим и заканчивается для них Великий пост, скорее превращаясь в некую диету, способную улучшить физиологические процессы в организме, но совершенно не влияющую на духовное состояние человека.

Святая Церковь учит нас, что воздержание чрева должно обязательно сочетаться с воздержанием нашего языка от сплетен, лжи и клеветы, пустословия и всякого осуждения ближнего. Необходимо и воздержание очей от соблазнительных зрелищ, возбуждающих человека на грех, поэтому в эти дни мы воздерживаемся от просмотра телевизора, чтения развлекательной литературы. Освободившееся время необходимо посвятить духовным упражнениям, в первую очередь чтению Священного Писания и аскетических творений святых отцов, чтобы напитать нашу душу благодатным нектаром мудрости.

Святой Василий Великий призывает нас помнить, что «истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не в судах и сварах поститесь. Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид».

Воздержание обязательно должно сочетаться в человеке с покаянием. Необходимо смирять себя, сокрушаться и плакать о своих грехах, иметь искреннее желание изменить свою жизнь, стать человеком, способным любить и прощать. Каждый вечер необходимо проводить подробное испытание своей души и каяться не только в совершенных грехах, но и приносить покаяние во всем, чего не хватает в нашей душе, за все, что мы могли бы сделать доброго, но не исполнили. Покаяние должно стать для нас ключом к духовной жизни, лекарством от всех недугов. Кроме этого ежедневного испытания своей совести необходимо хотя бы дважды, на первой неделе и на Страстной седмице, исповедоваться священнику, чтобы получить через него разрешение грехов и обязательно причаститься Святых Христовых Таин. Без этого не будет никаких сил для духовной жизни. Многие благочестивые Христиане стараются в пост причащаться каждую неделю, чтобы испытать великую радость Богообщения.

Великий пост - это время, когда Господь ждет от нас подвигов любви. Выражение нашей любви к Нему - это молитва, соединяющая человека со своим Творцом и Создателем. Необходимо увеличить свое молитвенное правило и стараться чаще бывать на церковных службах. Нам необходимо научиться любить и человека, который несет в себе образ Божий и является нашим братом во Христе. Великий пост - это время милосердия, без которого Господь не примет наших молитв и нашего воздержания.

Святитель Иоанн Златоуст учит нас: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь за-ключенных. Утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих и благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Пусть Великий пост станет для нас весной души, временем подвига, который откроет нам смысл жизни, наполнит душу радостью и любовью, примирит нас с ближними. Да благословит Господь всех Православных Христиан, ставших на путь покаяния и молитвы.

Фото М. Новоселова.

Игумен Вениамин Лабутин
Великий пост - это путь преображения души

БЛАГОВЕСТ - Православная газета

Следующая новость
Предыдущая новость

Глава РПЦЗ путешествует по Крыму, который считает российским На адвентистском слёте под Киевом крестили 59 подростков Національний університет біоресурсів і академія УПЦ КП випустили першу групу військових капеланів Кримський архієпископ УПЦ КП відвідав у суді заарештованого українця Четки – часть духовного просвещения

Публикации