Кто постится впервые

0
26 views

Кто постится впервые

Кто постится впервые
Что бы Вы посоветовали тем, кто решил поститься впервые?

— Во-первых, вспомнить слова Самого Христа, который говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). То есть не нужно думать, что поститься грустно и тяжело. Христиане традиционно называют пост радостным и легким - настоящей весной души.

Во-вторых, ни в коем случае не оставлять начатого дела поста. Пост — это путь. И если случаются падения, нужно находить в себе силы подняться и идти дальше.

И, наконец, Пост - это не диета. Поэтому нужно помнить, что главным является пост души. Необходимо уделить внимание молитве и добрым делам. Необходимо читать Священное Писание, посещать храм, исповедоваться, причащаться Святых Христовых Тайн, помогать ближним, посещать больных и т.п.

При этом нужно помнить слова Христа о том, что пост должен быть не внешним — для людей, а внутренним, тайным, и тогда «Отец твой, видяший тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 18).

В чем, прежде всего, нужно ограничивать себя во время поста?

— Во время поста нужна сдержанность во всем, а не только ограничение себя в еде. Ограничение употребления той или иной пиши является средством вспомогательным, а не целью поста. Как говорят святые отцы: мы постимся телом, чтобы было лете поститТ ся душе. Поэтому главными ограничениями во время поста, да и не только, являются ограничение желаний и сдерживание чувств.

Человек должен сдерживать свой язык и не говорить много и напрасно, не обсуждать и не осуждать другого, не жаловаться на жизнь и не упрекать ближнего. От раздражения и ссор себя также нужно сдерживать. Сдерживать необходимо и глаза — от лишних и непристойных созерцаний.

Человек должен сдерживать и собственные желания. Ибо не каждая цель, которую ставит человек, является вспомогательной на пути к спасению души. А научиться этому всему человек может тогда, когда постится.

Так что ограничить себя в еде — это самое простое по сравнению с тем, о чем мы говорили. Вот и выходит, что когда мы постимся телом, мы учим поститься душу и помогаем ей в этом.

Слышал, что воцерковленные люди постятся почти полгода. Зачем так много постных дней?

- Согласно Священному Писанию, заповедь о посте была дана людям еше в раю (Быт. 2, 15-17). Это единственное ограничение, которое Господь наложил на первых людей. Отсюда становится понятным, почему пост есть во всех религиях. Однако смысл поста понимается по-разному. Христианская традиция, будучи преемницей традиции ветхозаветной, рассматривает пост как ограничение себя в желаниях, пише, поведении, как особое понуждение себя ко внутреннему нравственному изменению, как своего рода добровольное жертвоприношение верующего.

Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди предостерегает: пост не должен быть лицемерным, показным. Нужно «явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 18).

Установленное Церковью количество постных дней имеет под собой древнее основание и традицию. Уже во времена Иисуса Христа существовал обычай поститься дважды в неделю (Лк. 18, 12). В христианской традиции это дни воспоминания: о предании Иисуса Христа Иудой (среда) и о Распятии Спасителя (пятница). Исключением являются так называемые сплошные седмицы: Светлая седмица (Пасхальная неделя), седмица Пятидесятницы, а также период от Рождества Христова до Богоявления (с 25 декабря/7 января по 5/18 января) и две подготовительные недели перед Великим постом (Мытаря и фарисея и Сырная).

Другие однодневные посты также имеют свое значение. На праздник Воздвижения Честного Креста Господня (14/27 сентября) — в память об искупительной жертве Спасителя. В день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29/11 августа) — день памяти пророка, о котором Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал, что «из рожденных женами не восставал больший» (Мф. 11, 11; Лк. 7, 28), и который сподобился крестить Спасителя. Навечерие Богоявления (5/18 января) Крещения Господня (дня, когда Господь Иисус Христос начал Свой искупительный подвиг и чудесным образом был явлен народу как Сын Божий (Мф. 3, 13—17; Мк. 1, 9—11; Лк. 3, 22), как предреченный древними пророками Избавитель человечества от проклятия греха: «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1.29).

Многодневных постов четыре, и все они подготавливают внутренний мир верующего человека к какому-то праздничному событию. Великий пост предшествует самому радостному празднику, центральному событию во всей христианской истории — Светлому Христову Воскресению.

Пост в память о первоверховных апостолах Петре и Павле берет начало со времен первых христиан и заповедуется уже в христианских памятниках начала (I в. Он установлен в подражание святым апостолам, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь Евангелия (Деян. 13, 3).

Успенский пост (с 1/14 по 15/28 августа), по своей строгости не уступающий Великому, приурочен к святому Успению Пресвятой Богородицы и прославляет Приснодеву, которая и по своем Успении является молитвенной заступницей перед Своим Сыном за род человеческий.

Рождественский пост (14/28 ноября по 25 декабря/ 7 января) предваряет праздник, установленный в воспоминание о событии вселенского значения — воплощении Бога, Господа нашего Иисуса Христа, ради спасения рода человеческого.

Некоторые православные постятся в понедельник. Эта традиция обязательна для всех?

- Пост в понедельник - это монашеская традиция, существующая со времен древних византийских монастырей. Когда православный христианин принимает монашеский постриг, он дает обе г строгого поста и моим вы. Традиционно иноки вообще не употребляют мяса ради того, чтобы еше больше посвятить себя посту. Преподобные отцы решили определить днями строгого поста не только среду и пятницу, но и понедельник - день, который в богослужении Православной Церкви посвяшен Ангелам, а иноки по чистоте своей жизни призваны приблизиться к этим бесплотным духам. Поскольку традиция поста в понедельник сугубо монашеская, она не является обязательной для всех православных христиан.

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ