Архиепископ Антоний Паканич

03.01.2007 13:59 3

Архиепископ Антоний Паканич

Архиепископ Антоний Паканич
Архиепископ Антоний ПаканичВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сын человеческий приидет не для того, чтобы Ему послужили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою за искупление многих. Такими словами сегодня Господь наш Иисус Христос обратился к Своим ученикам и эти слова обращены к нам, к каждому, кто хочет и называет себя христианином. Эти слова Христа Спасителя завершают, как бы венчают, весь круг евангельских чтений святой Четыредесятницы, потому что, уже начиная с субботы, Церковь нас пригласит отречься от себя, забыть о себе, забыть свои греховные порывы и вникнуть в дни Страстной седмицы, которые начинаются величайшим чудом – воскрешением четверодневного Лазаря и торжественным входом Христа Спасителя в Иерусалим. Далее будут печальные и трагические дни, которые мы будем с вами переживать: дни предательства, моменты предательства, моменты человеческого безразличия и самые страшные мы будем с вами сопереживать, постараемся с вами сопереживать Христу Спасителю в Его страданиях за нас, за весь род человеческий.

Сегодня пятая неделя святой Четыредесятницы и сегодня последний раз за утреней, согласно церковному уставу, пелось покаяние. Мы совершили путь святой Четыредесятницы, постарались, в меру наших сил, насколько было у нас желания, потрудиться для того, чтобы очистить нашу душу, чтобы в наше сердце проник свет воскресшего Христа Спасителя. И очень важно, дорогие братья и сестры, что наш путь святой Четыредесятницы проходил в храмах Божиих, проходил во внимании к тому, что пелось и что читалось. Наше внимание всегда было в Евангелии, в Божественном откровении, которое старалось от силы в силу возводить наш ум на новую ступень духовного преуспеяния. И, наверное, сегодня имеет смысл немножко продумать, хотя бы в общих чертах, о том, что было сказано каждому из нас в Евангельских чтениях воскресного дня.

В первую неделю, которую мы именовали Торжеством Православия, мы услышали слова Христа Спасителя, которые являются началом всякого пути того человека, кто хочет спастись. Христос Спаситель через призвание первых учеников сказал истину, которой живут поколения христиан всех веков. Он сказал, что именно с воплощения Сына Божия открываются для человека небеса и человек способен проникнуть в небеса, человек способен через факт Боговоплощения, через спасительный подвиг Христа Спасителя отняться от земли на небо, может жить со Христом в вечности. Именно через веру во Христа открывается этот путь, именно верой оправдывается наш подвиг постный, к которому мы призывались и призываемся. Но человек как бы не стремился, все же он является наследником греховной природы Адама, а грех извратил самого человека, извратил его жизнь, извратил его природу и поэтому тогда только человек возводится на небо, поднимается на небо, когда он в борьбе с грехом побеждает.

И вот вторая неделя, которую мы именовали, праздновали тоже торжество Православия, но торжество через победу над ересью, которая утверждала о невозможности здесь, на земле, соприкоснуться с нетварным Божественным светом. Мы праздновали память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, и преподобных отцев Киево-Печерских. В этот воскресный день читалось Евангелие о исцелении расслабленного, где Господь сказал: «Прощаются тебе грехи»,- и после этого человек исцелился. Христос указал этим на тесную связь между здоровьем человека как физическим, так и духовным, его внутренним состоянием. Человек болеет, человек страдает тогда, когда он живет грехом и если человек исцеляется от греха, тогда он исцеляется и физически, и духовно. Но в этом Евангельском чтении есть такой еще важный факт, который проходит часто мимо нашего внимания. Расслабленного в дом Капернаумский, где Господь проповедовал, этого расслабленного человека в параличе, который не мог ходить, принесли его друзья.

Очень важную роль в нашей жизни играют друзья, потому что очень многое зависит от каждого из нас, от нашей воли, от нашего семейного воспитания. Но очень многое зависит от той обстановки, от того общества, того сообщества, в котором мы оказываемся. И если есть возможность избрать таковых, избрать свое окружение, то нужно, конечно, это делать очень тщательно и трепетно, потому что не зря еще до Рождества, давным-давно до Рождества Христова, царственный пророк Давид сказал: «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых». А в другом месте Священного Писания сказано, что злые сообщества извращают нравы. Нам, конечно, хочется всегда, как мы говорим, выбираем себе друзей для того, чтобы расслабиться, и чаще всего не думаем о последствиях, не думаем о том, к чему это приведет. Если нас окружают люди добрые, мы стремимся к добру, если нас окружают люди святые, мы от силы в силу стремимся к святости, но если нас окружают люди, которых мы называем друзьями, совершено других нравов, то нам хочется также быть похожими, но, может быть, внутри мы не таковые, но нам хочется быть и смешными, и разными, такими, которыми не соответствуют евангельским заповедям и христианским нормам.

Есть очень важное изречение Паисия Святогорца, который жил совсем недавно, умер он в начале 90-х годов. Человек, который всю жизнь посвятил самоочищению на Афоне, внутренней борьбе и он сказал слово, которое нам может показаться очень резким, наверное, для такого человека, который не заземляется своей мыслью, своей жизнью здесь, этим миром, я думаю эти слова может каждый человек взять себе во внимание. Святогорец сказал: «Если есть у тебя необходимость в дружбе после Бога, если тебе все же еще тяжело жить самому с Богом, то подружись со святым человеком, но если нет в близости от тебя святого человека, то подружись с диким зверем». Действительно, задача очень сложная, потому что мы живем в обществе, мы живем, когда нужно общаться, нужно делать какие-то важные дела, может быть для того послушания, для того дела, на которое ты поставлен в этой жизни. Нужно общаться со многими и показать изнутри себя пример, что ты идешь евангельскими заповедями. Не обязательно дружить с такими людьми, потому что это чаще всего действительно приводит к очень плохим последствиям.

И вот третья неделя святой Четыредесятницы еще и еще раз нас, поднимая на ступеньку духовного возрождения нашего, напоминает нам очень важный факт, очень важное требование для каждого христианина. В Евангельском чтении мы слышали: «Кто хочет идти за Христом, тот должен, прежде всего, отвергнуть себя», то есть наступить на свою гордыню, отказаться от тех греховных привычек, попытаться, по крайней мере, это сделать, взять крест свой, то есть все то, что нам Господь посылает в этой жизни, взять на свои рамена, но нести его не так, чтобы кого-то осуждать, роптать, а нести так крест свой, чтобы всегда перед собой видеть Христа и тогда наш крест, в соизмерности с крестом Христа, окажется мизером, потому что все, что необходимо для нашего спасения - Христос совершил. Нам необходимо вот только взять этот маленький наш крестик и без ропота, без осуждения ближних, без нарекания на то, что у кого-то проще это проходит, идти, падая, но идти.

И четвертую неделю, прошлую неделю, когда мы праздновали память преподобного Иоанна Лествичника, Господь еще и еще раз указал нам пример этой страшной связи греха и жизни человеческой, когда человек может дойти до того, что им овладеет бесовская сила. И только через пост и молитву, только через самоограничение, только через самоуничижение возможна победа над грехом, победа над злой адской силой.

И вот сегодня мы уже на пятой неделе святой Четыредесятницы и Господь говорит нам уже о нечто большем, Христос говорит нам о Своих крестных страданиях, о том, что завершается Его земной путь и начнется крестный путь, путь, который завершится Воскресением. Но опять же, как сложно каждому из нас, как и апостолам, отрешиться от того земного понимания, что мы понимаем о Царстве. Ведь Христос говорит о страданиях, Он говорит о том, что Он восходит в Иерусалим и все, конечно, прекрасно знают, что Иерусалим ожидает своего Мессию, но Христос говорит о страданиях и как будто апостолы этого не слышат. Самые любимые ученики подходят к Христу и говорят, чтобы, когда Христос сядет во царение, чтобы один сел по правую руку, а другой – по левую. Апостолы все же думают еще о земном царстве, у них еще те же мнения о царстве Мессии, что были и у всех законников и фарисеев. Но здесь очень важно опять же соизмерить себя и Бога. Нам дано очень многое, но спасти род человеческий мог только Сам Бог, Который взял на Себя человеческую природу и исцелил ее. И поэтому только Божественной Троице дано определять, кому нести какой крест, какое дело, какое послушание в этой земной жизни. Нам же важно только, чтобы мы всегда соизмеряли задачу свою, цель своей жизни и то, что мы можем потихонечку, но все же вставать, падая - подниматься, все в шишках, все в каких-то болезнях, страданиях, но все же мы со Христом и если есть в сердце Христос, то эти страдания только нам во спасение.

Вот сегодняшний воскресный день еще раз нам напоминает, дорогие братья и сестры, о завершении святой Четыредесятницы. Напоминает нам, чтобы мы в оставшуюся неделю Четыредесятницы, а потом и Страстную седмицу, постарались еще и еще раз вникнуть все глубже и глубже в тайники своей души и очистить их от греха. Тогда Господь прольет в наше сердце свет воскресшего Бога и все эти страдания, которые мы каждый переносим, будут нам действительно во спасение, потому что Сын человеческий пришел не для того, чтобы Ему послужили, но для того, чтобы послужить и отдать душу Свою, чтобы спаслись хоть некоторые. Аминь.

Архиепископ Антоний Паканич
Проповедь архиепископа Бориспольского Антония в пятую неделю Великого поста
Источник:

Следующая новость
Предыдущая новость

Евроазиатский Еврейский Конгресс, учрежденный Украиной, Казахстаном и РФ, «ушел в прошлое» Новогодние игрушки и украшения Когда дизайн становится произведением искусства Диваны прямые, угловые и детские на складе в Киеве Священики УПЦ освятили місце під пам’ятник десантникам

Публикации