«Сейчас, в ситуации разрыва, у нас не будет иного выхода, кроме как направлять священников Русской православной церкви для пастырского окормления наших верующих, и это будет продолжаться до тех пор, пока Константинопольский патриарх будет находиться в расколе», — заявил владыка Иларион, имея в виду недавнее снятие Константинополем анафем на лидеров УПЦ КП и УАПЦ.
По его словам, после того, как произошёл разрыв между Москвой и Константинополем, в РПЦ стали поступать «многочисленные письма» от русских верующих, проживающих в Турции.
Митрополит напомнил, что если у Константинопольского Патриархата, по самым оптимистичным оценкам, в Турции живет около двух тысяч верующих, то русскоязычных людей в этой стране сейчас десятки тысяч. «И они нас спрашивают: в какие нам храмы ходить? А им сейчас некуда ходить, потому что в Турции только храмы Константинопольского патриархата», — отметил иерарх.
Он заявил, что в сложившейся ситуации РПЦ, «конечно, придётся заняться пастырским окормлением» этих людей. Попутно митрополит Иларион рассказал, что в прошлом Московский Патриархат не раз предлагал Константинополю присылать в Турцию русскоязычных священников, которые будут поступать в юрисдикцию Вселенского Патриархата и помогут окормлять русских верующих, но Константинополь всегда от этого отказывался.
Отвечая на вопрос, как именно, в частности в каких храмах, русские священники будут окормлять в Турции соотечественников, митрополит сказал, что в каждом конкретном случае это будет решаться по-разному. «Просто если раньше мы говорили, что не посылаем туда наших священников, потому что это территория Константинопольского патриархата, то сейчас мы этого сказать не можем, поскольку Константинопольский патриарх находится в расколе», — пояснил он.
Примечательно, что московский религиовед Андрей Зубов, в прошлом член Синодальной библейско-богословской комиссии и член комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия РПЦ (2009—2014), один из авторов «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», считает, что это РПЦ ушла в раскол от Константинополя, но народ за ней не пойдет.