Неделя о Блудном сыне
Обличив гордость и возвысив смирение, Церковь в следующую приготовительную к св. Четыредесятнице неделю призывает нас к покаянию изображением неизреченнаго милосердия Божия ко всем грешникам, кои с искренним раскаянием обращаются к Богу. Это безпредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии Евангельской притчи о блудном сыне (Лук. XV, 11 - 32), по имени которого называет и саму неделю.
Установление недели о Блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме Церковного устава, о ея древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви 4 и 5 века, говорившие беседы в эту неделю, как - то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В 8 веке Иосиф Студит написал канон на неделю о Блудном, ныне поемые Церковью в эту неделю.
Притчею о блудном сыне Церковь изображает призывание грешных, образ покаяния и величие милосердия Божия. В этой притче Господь по Своей благости и милосердию, для предохранения нас от зла и неразлучных с ним бедствий, ясно открыл нам, что источник жизни святой, достойной и блаженной заключается только в благодатном союзе с Богом. Блудный сын, получивший от отца должную часть имения и в стране дальной расточивший свое наследие, изображает грешников (Лук. XV, 1 - 2), которые, удаляясь от Отца Небесного, тратят дары природы, общества и благодати, и с этой тратой неминуемо истощают и теряют все блага жизни мирной, достойной и полезной. Сын, удалившись от отца, необоязненно начинает жить блудно; блага и радости жизни в удалении от Бога постепенно оскудевают; за обилием последовали обнищание, голод, унижение и духовная смерть. Изжившему ему все, бысть глад крепок на стране той, и той начат лишатися. И шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния. И желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния: и никтоже даяше ему. Нищета, голод и унижение - сии лишения и меры небеснаго правосудия и милосердия, наказующего и исправляющего нас (Евр. XII, 5 - 20) - сокрушили и смирили блуднаго, нищего, голодного, униженного и погибавшего; он пришел в себя, почувствовал крайнюю степень своего заблуждения; решился возвратиться из страны дальной и греховной.
При первой мысли заблудшаго и духовно - мертваго - обратиться к отцу с раскаянием, надежда и радость загораются в сердце его. Он идет к отцу и с приближением к дому отеческому - к Церкви надежда и радость его - сии первые блага жизни - становятся обильнее и ощутительнее. Благодать Божия предворяет кающегося, умиряет и обогащает новыми дарами. Еще же далече ему сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его и облобыза его. Кающийся и оживающий облекается в одежду первую, дается перстень на руку его и сапоги на нозе. Полнота благодатнаго умирения и радости, по совершенном обращении грешника к Богу, запечатливается вечным блаженным единением с Господом. И преведше телец упитанный заколише, и ядше веселимся, яко сын мой сей мертв бе и оживе, изгибл бе и обретеся, и начаша веселитися. Были слышны пение и лики. Тако радость бывает на небеси и о едином грешнице кающемся (Лук. XV, 10).
Но тому, кто, подобно старшему сыну милосерднаго отца действительно николиже заповеди Божии преступих, внутренно не превозносится постоянством своего служения Богу и не считает ближних своих недостойными помилования Божия, когда они с раскаянием обращаются к Богу, - тому Отец Небесный по Своему неизреченному милосердию, обещает еще высшую всегдашнюю радость в неизреченном единении с Собою: чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть.
Примером блуднаго покаявшегося Церковь внушает, что никто не должен отчаиваться в помиловании и спасении: ибо близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Псал. XXXIII, 19), а примером старшего сына внушает не превозноситься своими делами. Егда сохраните вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы (ничего нестоющие) есмы: яко, еже должни быхом сотворите, сотворихом (Лук. XVII, 10). Итак, кто согрешил, да не умедлит покаяться и исправиться; а кому Бог помог сохранить себя от греха, да не превозносится.
Указуя же на причины гибельнаго удаления от Бога и предохраняя нас от такого заблуждения, Церковь словами Ап. Павла, читаемыми в неделю о Блудном сыне, внушает, что все мне позволительно, но не все полезно: все мне позволительно но ничто не должно обладать мною. Итак, блудный сын был рабом своих страстей, - в рабской зависимости от своих чувственных порочных наклонностей, вместо того, чтобы сии наклонности иметь во власти своего разума и веры. Будучи рабом своих страстей, он соделал члены тела своего членами блужения (1 Коринф. VI, 12 - 20).
См. также: Притча о блудном сыне
Неделя о Блудном сыне
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.