Заповедь поста, цель поста
Заповедь поститься дали нам Сам Господь и св. Его ученики и Апостолы своим примером и словом. Если постились Господь и Апостолы, то их пост, долженствующий служить для нас примером подражания, есть уже для нас и заповедь поститься. Особенно же внушения Христовы и Апостольские хранить пост, должны быть для нас заповедью поститься (напр. Матф. 11, 16 - 17; 9, 15; 1 Коринф. 7, 5 и проч.).
Пост совершенный и истинный служит для нас, по указанию Спасителя и Апостолов, необходимым средством, во первых, к нашему освящению и единению с Богом. Ибо в Писании пост изображается спасительным орудием к одолению искушений от диавола, который не исходит токмо молитвою и постом (Матф. 17, 1), к обузданию страстей (Псал. CVIII, 24) и к смирению (Псал. XXXIV, 13; Исаия LVIII, 5), к покаянию и умилостивлению Бога (2 Царств. 12, 16, 22; Иона 3), к угождению Богу (Лук. 2, 37), к собеседованию с Богом (3 Царств. 19, 8 - 15), к Боговедению и сопрославлению Божественным светом (Исход. 34, 28 - 35), общению с миром духовным (Матф. 4, 11). Как средство к освящению и единению с Ангелами и Богом, в общении с которыми первоначально пребывали в раю первые человеки, воздерживаясь от запрещенных плодов и питаясь плодами прозябения (Быт. 1, 29 - 30), и непрестанно пребывают на небеси святые, совершенно неядущии, св. пост называется у отцев Церкви подобием райскаго состояния безгрешных прародителей, и подобием жития святых на небеси. В Божественном Евангелии постная пища представляется совершеннейшею: Иисус Христос, явивший нам Собою образец полнаго совершенства, нигде в Евангелии, исключая времени вкушения пасхального агнца, не представляется вкушающим пищу мясную, но многократно упоминается благословляющим и приемлющим пищу постную.
Во-вторых, пост совершенный и истинный служит для нас средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека и святых Его. Господь Сам заповедал это участие, сказав: егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся (Лук. 5, 55); и Ап. Павел говорит также о подражании Иисусу Христу: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе (Филиппис. 2, 5): подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Коринф. 4, 16). Так невесте Христовой - Церкви и всякой душе христианской, при воспоминании поста, страданий и смерти благодатнаго Жениха - Христа, друга Женихова - Предтечи Иоанна (Иоан. 4, 29) и иных друзей Божиих (Иоан. 15, 14), необходимо нам явить живое участие собственным постом, особенно в те дни, когда Спаситель и святые постились или страдали. Постясь по установлению Церкви во дни поста Господа и святых, мы поучительно исповедуем, что для нас в делах веры и духовной жизни служат образцами Господь и св. други Его, а постясь во дни страданий и смерти Господа и святых, мы благоговейно свидетельствуем, что нашему сердцу не чужды их терпение и раны ради грехов наших. Господни и святых страдания и смерть, в коих должны мы принять живое участие постом, есть жертва за нас: так пост наш во дни сих страданий и смерти есть посильная наша жертва, поставляющая нас в эти дни в правильное отношение к Господу и святым, принесшим себя в жертву за нас. Вообще добровольные лишения себя удобств, приятностей и удовольствий, предписываемые или одобряемые Православной Церковью, как - то: посты, молитвенные бдения, стояния, хождение на поклонение св. местам, всегда должно полагать в числе лучших и живых свидетельств нашего Православия. Св. Амвросий Медиоланский говорит: глаголяй в Нем (Христе) пребывати, должен есть, якоже Он ходил, и сей такожде да ходит (1 Иоан. 2, 6) т.е. желая быть христианином, поступай также, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты грешник и не хочешь поститься. Разсуди же после сего: какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкакл; услаждаешься, когда Он постился. Посему все святые Ветхаго и Новаго Завета, имевшие живую веру в Спасителя, свидетельствовали ее между прочим и постом. Подвижники Ветхаго Завета, напр. пророки Моисей, Илия, Даниил, Предтеча и другие своею строгой, постнической жизнью исповедали веру свою в грядущего и имевшаго пострадать Мессию. Подвижники Новаго Завета, умерщвляя и порабощая тело свое (1 Коринф. 9, 27), исповедали и исповедуют веру свою в пришедшаго на землю и пострадавшаго за нас Господа Иисуса.
Заповедь и цель поста
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.