Иисус Христос и пост
Прежде чем обратиться к учению Христа, вспомним двух святых людей, которые могут считаться образцами постников. Одна из них - пророчица Анна, дочь Фануила из колена Асирова, вместе с праведным Симеоном встретившая в Храме сорокадневного младенца Христа. Евангелист Лука сообщает, что она не отходила от Храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. II, 36).
Другой - святой Иоанн Предтеча. Его строжайшая жизнь (Мф. III, 1-4; Мк. I, 4-6) и его проповедь в Иудейской пустыне были обращенным к народу призывом обратиться к Богу через покаяние и пост.
А теперь мы переходим к личности нашего Господа. Отношение Христа к посту - установлению, имевшему особое значение для духовного сознания его соплеменников, - раскрывается в Евангелии двояким образом. Во-первых, из Его личного примера; во-вторых - из Его учения о посте, содержащегося в Нагорной проповеди.
Когда Господь собирался выйти на Свое общественное служение, Дух Святой привел Его в пустыню, и Христос, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. IV, 1-2). Сорокадневным постом, - в продолжение которого, как пишет святой Лука, Христос ничего не ел, (Лк. IV, 2) - и молитвой Он готовился к своей проповеди. Таким образом он не только подтвердил закон о мосте, но и оставил нам Свой личный пример для подражания.
Как и другие проявления духовной жизни израильтян, пост во времена земной жизни Господа выродился в формальный обычай без существенного содержания и настоящей ценности. Например, фарисеи, помимо всеобщих ежегодных постов, постились два раза в неделю (Лк. XVIII, 12). Но они постились формально, напоказ, чтобы показаться людям постящимися, как замечал Сам Господь (Мф. VI, 16).
Христос отвергает такой пост и в Своей Нагорной проповеди (Мф. VI, 16-18) определяет, каким должен быть истинный и угодный Богу пост. Господь учит: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно".
Силу поста, который даже изгоняет бесов, и его равноценность молитве являет нам слово Господа, сказанное им ученикам, спросившим Его, почему они не смогли исцелить бесноватого юношу: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. IX, 29).
Три Евангелиста-синоптика сохранили для нас еще одно поучение Господа, касающееся поста (Мф. IX, 14-15; Мк. II, 18-20; Лк. V, 33-35). И здесь Христос не только принимает пост, но и говорит о том, что он будет необходим для Его учеников после Вознесения. И из книги Деяний мы видим, как это слово Господа исполнилось в жизни Его Апостолов и первых христиан (Деян. XIII, 2-3; XIV, 23).
Иисус Христос и пост
Церковный пост