Весна Духовная
Вот пришла к нам, возлюбленные братья и сестры, весна Духовная, подобно весне естественной, за которой мы наблюдаем и видим, как под влиянием солнечных лучей начинает оживать все творение Божие, как-бы просыпаться после зимнего сна. Прежде всего появляется травка, а там уже и под снежники - первые цветочки, и радуют они наше сердце, наш глаз. Вот подобным образом Духовная весна оживляет наши души. Если бы не было этого Великого поста - Святой Четыредесятницы, то мы бы с вами так и уснули бы в своей зимней спячке и спали бы без пробуждения. Но Церковь Святая, зная наши немощи, она нам и дала эту Духовную весну - Святую Великую Четыредесятницу. И каждый из нас вспомнил о том, что он человек грешный, что нужно покаяться в своих грехах, что нужно исправить свою жизнь. И каждый из нас стремится во время этого Великого поста посетить храм Божий, омыть свою душу в Таинстве исповеди слезами покаяния и посвятить ее причащению Святых и Животворящих Христовых Тайн. Те, кто ходит часто в храм Божий во время Великого поста, тот кто внимательно слушает о чем молится Церковь, тот навер няка обратил внимание, что очень часто повторяется в храме одна и та же молитва: «Господи и Владыко живота моего». И вот в этой молитве, которую сочинил Великий отец преподобный Ефрем Сирин, Церковь нам напоминает о чем мы должны больше всего молиться во время Святой Великой Четыредесятницы, и о чем мы должны заботиться постоянно, Вот обратим свое внимание на первые слова, в которых каж дый христианин просит: «Господи и Владыко живота моего. Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Видите от чего человек должен оберегать себя - от праздности, в первую очередь, не быть праздным, т.е. постараться занять все время свое полезным й спасительным трудом. Каждый христианин должен помнить, что день его должен проходить в молитве и труде. «Молись и трудись», - так говорили святые Великие угодники Божии.
Молитва и труд - они как два крыла человека возносят в Небо. Тот, кто на практике испытал, кто молится и трудится целый день, тот знает, что ему никогда не приходится скучать, никогда не бывает ему досадно, противно, потому, что он все время в действии, все время занят. А вот тот человек, который находится в праздности, то вы сами знаете на опыте, что от праздности тыняешься из угла в угол и не знаешь куда себя деть, чем себя занять, и все тебе противно, и все тебя раздражает и ждешь, хотя бы скорей настала ночь, чтобы уснуть. Вот что порождает праздность. За праздностью идет уныние. Вот Ефрем Сирин и просит Бога и нас учит, чтобы мы просили: «Дух праздности, уныния... не даждь ми». Дальше преподобный отец заметил, что в каждом человеке преобладает эгоизм, каждый старается покорить себе своих близких, каждый старается настоять на своем, т.е. предпочитает быть начальником, командовать всеми. Так вот, это очень серьезная болезнь духа человеческого, которая называется любоначалие, т.е. любовь к начальствованию, любовь к повелению. И вот мы видим, что в семьях, где начинает жена повелевать, командовать, забывая, что она в подчинении мужа находится, то в такой семье уже не будет порядка. Почему? Да потому, что сам Бог повелел - начальником быть в семье отцу, он глава семьи, он должен задавать тон, он должен говорить что и как делать, и все ему должны подчиняться и дети, и внуки, и жена. Но если дети будут видеть, что мать не подчиняется отцу, то, естественно, они будут брать с нее пример, пример неподчинения. И тогда эта несчастная жена, которая старалась настоять на своем, в конце концов, приходит в храм Божий к священнику и жалуется, что нет порядка в семье: и муж не слушает и дети не слушают. И когда начинаешь выяснять вопрос этот, то оказывается, что в семье командует мать, она взяла власть в свои руки и начальствует. И вот эта болезнь и привела к разрухе семьи, потому, что получается анархия в семье. Там, где все командуют, там порядка не будет. Вот почему Святая Церковь напоминает нам, бороться с любоначалием.
Еще одна болезнь о которой мы сегодня вспомним - это празднословие. Эта болезнь повсеместная, всюду она бывает и в доме, и на работе, везде. Человек только встретил другого и начинает празднословить, т.е. говорить слова, которые совершенно не нужны, которые совершенно безполезны. Слово - это величайший дар Божий, а мы этого не замечаем, потому, что мы имеем этот дар, но если бы мы лишились этого дара или глянули на так называемых глухонемых, которые пальцами объясняются, то мы бы тогда почувствовали, насколько мы имеем преимущество перед ними, мы имеем дар Божий редкий. А для чего нам дан этот дар Божий? Неужели для того, чтобы мы празднословили, или рассказывали анекдоты глупые, или осуждали кого-либо? Дар Божий этот - речь, дана нам, прежде всего, для славословия Божия и, второе, для того, чтобы мы шли и поучали все народы, несли в мир весть Евангельскую, ибо Господь всем нам говорит: «Идите, научите все народы». Чему научить? Как жить по-христиански. Вот как мы должны употреблять великий дар Божий - нашу речь. Аминь.
Весна Духовная
Протоиерей Михаил Бойко