Протоиерей Михаил Бойко
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры, мы с вами приблизились к Святой Великой и спасительной Четыредесятнице. Мы слышали из уст Самого Господа, как должны мы поститься. Мы слышали также из уст апостола Павла повторение того же самого. Мы слышим непрестанно из уст самой Церкви толкование того, что сказал Господь наш Иисус Христос и святые ученики Его апостолы. Как надо поститься? Вроде бы все мы знаем об этом. Тем не менее, придется нам еще раз заострить внимание на этом очень важном вопросе.
Многие из нас думают, что пост заключается единственно только в перемене пищи. Это величайшая ошибка. Пост, по учению Святой Церкви, это, прежде всего, отрешение от всех своих страстей, которые борют нас через нашу плоть. Мы будем слушать ежедневно в Великую Четыредесятницу слова святого Ефрема Сирина, которые будут напоминать нам, в чем должен заключаться наш пост, чтобы мы постарались отстать от тех страстей, которые укоренились в душе нашей. Какие это страсти, какие это пороки? Праздность, уныние, любоначалие и празднословие. Вот что в первую очередь должно занимать наше внимание, вот от чего мы должны поститься, то есть воздержаться.
Этому будет помогать нам и пост телесный, то есть воздержание от великокалорийной сытной пищи, а также от многоядения. Тот человек, который будет объедаться постной пищей, пусть не думает о том, что он постит. Раз он объедается, значит он не воздерживается, а пост - это воздержание, прежде всего. И пусть не отчаивается та душа христианская, которая по немощи своей телесной, по болезни своей вынуждена по предписанию лечащего врача, вкушать ту или иную пищу, которая называется скоромной. Если она будет вкушать ее со страхом Божиим, с молитвой, с благословением, вкушать как лекарство, вкушать в ограниченном количестве, то это не может расцениваться как невоздержание.
Но, прежде всего, человек должен думать о чем? Что он это вкушает не ради того, чтобы угодить плоти своей, ибо апостол Павел предупреждает, чтобы забота о теле вашем, «свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; … ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5, 13, 17). А пост нам дается для того, чтобы мы смирили плоть, подчинили ее нашему духу. Поэтому мы должны заботиться о нашей плоти постольку, поскольку это необходимо, так заботиться о плоти нашей, как заботится добрый, хороший хозяин о своем животном, которое на него работает. Он вовремя дает ему пищу, вовремя дает питие и не позволяет ему ничего лишнего.
Вот так и мы. Если мы будем относиться к своей плоти, как к лошади, которая нам служит и является орудием нашей души и исполняет повеления нашей души, то мы будем заботиться о нем внимательно, будем смотреть, что нужно, что необходимо, этому нашему слуге – лошади, и что лучше ей не позволять, дабы эта плоть не восстала против нас.
Мы слышим слова Господни, предупреждающие нас, чтобы пост не послужил врагу нашей души, нашей погибели. Он предупреждает: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися …, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим» (Мф.6, 16, 18).
Мы иногда замечаем за своими ближними и за собою, что иногда, не соразмерно взявшись за воздержание, мы не только не смиряем свою плоть, а наоборот, еще ее раздражаем и мы становимся невыносимыми для окружающих наших, мы становимся злобными. Почему? Да потому, что мы изголодались, плоть наша изнемогла, нервы наши не выдерживают, и мы нарушаем самое главное – заповедь Господню о любви к ближнему. Вот когда мы будем замечать за собой это, возлюбленные братья и сестры, что мы уже начинаем раздражаться от нашего воздержания в пище, то этот пост наш уже не служит нам во спасение. Этот пост нас уже приближает к посту диавольскому, ибо мы все знаем, что диавол вообще ничего не ест, но он – человеконенавистник, он готов нас поглотить, дабы погубить в геене огненной.
Чтобы не уподобляться человеконенавистнику, и не становиться самим человеконенавистниками, то лучше дать своей плоти больше хлеба, чтобы она не раздражалась, но смирить ее, чтобы она возлюбила ближнего своего. Смири ее молитвой Ефрема Сирина: «Господи, … даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Вот тогда этот пост будет действительно постом богоугодным, постом спасительным для нашей души. Аминь.
Протоиерей Михаил Бойко
О Посте
Взято из книги "Да не усомнится сердце ваше." Киев 2005