О борьбе со страстью пьянства
Касаясь разновидности чревоугодия - пьянства, уместно указать, как святые отцы учат о борьбе с этой страстью.
Как бороться со страстью пьянства?
1. Все меры надо принимать, чтобы не привыкнуть к вину, особенно это касается юношества. Чтобы оберечься от пьянства, свт. Тихон Задонский предлагает "юным не дозволять пьяного (хмельного) пития пить, понеже (поскольку) юные удобно привыкают, и чего в юности научатся, того и через все житие держаться будут. Нельзя дозволять им с пьяницами и развращенными людьми водиться". Взрослым же, достигшим возмужалого возраста, не пить вина без нужды и удаляться от злых компаний и пиршеств.
2. Надо помнить что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой страсти погибают душой и телом.
3. Тем, которые привыкли к этой страсти, надо "крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную помощь Божию. Весьма полезно приводить на память случающиеся в пьянстве и в пьяном виде беды и сравнивать жизнь когда-то трезвую с настоящим состоянием увлечения в губительную и мерзкую страсть пьянства. Надо как можно чаще помышлять, что многие, будучи пьяны, во сне, в беспамятстве умирают, и от этой жизни в загробную переходят без всякого чувства, без покаяния, и какой ответ они понесут за загубленную жизнь и какую участь уготовляют себе, погубив душу вином?"
4. Надо помнить также и то, сколько соблазна бывает от пьянства, сколько скорбей, огорчений домашних, семейных раздоров и разорения приносит пьянство.
"Ныне, к сожалению, не многие заботятся о своей душе, предаваясь разным страстям, - пишет афонский подвижник иеромонах Арсений. - А из всех страстей самые пагубные - пьянство и сладострастие. Сохрани нас, Господи, от этих страстей! Они губят навеки и душу и тело человека, и чем далее, тем более усиливаются (в человеке) эти погибельные страсти. Против них надо такие меры принять: отслужить молебен с акафистом Господу Иисусу, Божией Матери и св. великомученику Пантелеимону, освятить воду (на молебне) и пить ее ежедневно; чаще ходить в храм Божий, усерднее подавать милостыню нищим, содержать в памяти смертный час, Страшный Божий Суд и вечную муку грешникам. Возможно (тщательнее) надо стараться хранить себя от осуждения, пресыщения и вообще всего греховного". Сколько можно чаще говеть - с должным приготовлением приступать к Таинствам исповеди и причащения. Всякая страсть есть исчадие, т. е. порождение, духа злобы - диавола, а потому и должна искореняться благодатью Святых Таинств и богоугодными делами.
Тем у кого пристрастие к винопитию обратилось уже в пьянство, запой, надо большие усилия над собой, чтобы одолеть гибельную страсть. При каждом порыве к винопитию советуют читать со всяким вниманием по главе из Евангелия, а кто не знает грамоте, тем всеусердно, со вниманием творить до 33 раз молитву Иисусову, которая есть сокращение Евангелия (молитва Иисусова читается так: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного"). Благодаря этим испытанным средствам исцелился не один пьяница.
Чревоугодие, если кем владеет, то ищет для себя, как и любая страсть, всякого рода оправданий и благовидных предлогов, даже находит себе оправдание в текстах Священного писания (все, мол, Бог создал для человека и Сам благословил пить вино на браке в Кане Галилейской, и Сам был на брачном пиру и т. п.). Одним из обычных возражений против умеренного воздержания, а также против установленных Церковью постов, выдвигается обычно слабость здоровья, малодушное опасение насчет своего здоровья (как бы "не похудеть", "не подурнеть", выдвигается и вред поста для здоровья, и утомительность поста), устарелость узаконений Церкви о посте и воздержании (теперь, мол, уже никто их не придерживается) и т. п. Такого рода доводами саможаления прикрывается наше лукавое и ненасытное плотоугодие, эгоистическое жизнелюбие ("животолюбие"). По мнению преп. Исаака Сирина, плотолюбивый человек в своей жизни более всего предается тревогам и смущениям из-за боязни вреда телесного, по телолюбию; уж очень человек дорожит телесным покоем, здоровьем и всем, что приятно ему в этом видимом мире. "Страх за тело бывает в нем так силен, что он становится иногда вовсе неспособным сделать что-либо честное (великое) и достославное". Из-за этого себялюбивого плотоугодия и саможаления нет у нас самоотверженной готовности на труд и подвиг ради Христа и спасения нашей души. Все праведно пожившие и угодившие Богу шли путем воздержания, все самоотверженно подвизались, сколько позволяли телесные силы, удерживая ненасытность чрева. Болезность или слабость здоровья может быть основанием для разрешения (от духовника) о время поста на более питательную пищу, но не основанием и предлогом для отмены воздержания, поводом к пресыщению и чревоугодию.
Воздержание есть начало и основа всякого христианского подвига. Все истинные христиане подвиг богоугодной жизни начинали с утеснения чрева и воздержания. "Все подвижники воздерживаются", - говорит апостол Павел (1 Кор. 9, 25). И особенно это касается потребности питания.
О борьбе со страстью пьянства
Из книги: Учение Святых отцов о страстях и добродетелях
Г.И.Шиманский