О борьбе со страстью пьянства

О борьбе со страстью пьянства

О борьбе со страстью пьянства
О борьбе со страстью пьянстваКасаясь разновидности чревоугодия — пьянства, уместно указать, как святые отцы учат о борьбе с этой страстью.

Как бороться со страстью пьянства?

1. Все меры надо принимать, чтобы не привыкнуть к вину, особенно это касается юношества. Чтобы оберечься от пьянства, свт. Тихон Задонский предлагает «юным не дозволять пьяного (хмельного) пития пить, понеже (поскольку) юные удобно привыкают, и чего в юности научатся, того и через все житие держаться будут. Нельзя дозволять им с пьяницами и развращенными людьми водиться». Взрослым же, достигшим возмужалого возраста, не пить вина без нужды и удаляться от злых компаний и пиршеств.

2. Надо помнить что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой страсти погибают душой и телом.

3. Тем, которые привыкли к этой страсти, надо «крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную помощь Божию. Весьма полезно приводить на память случающиеся в пьянстве и в пьяном виде беды и сравнивать жизнь когда-то трезвую с настоящим состоянием увлечения в губительную и мерзкую страсть пьянства. Надо как можно чаще помышлять, что многие, будучи пьяны, во сне, в беспамятстве умирают, и от этой жизни в загробную переходят без всякого чувства, без покаяния, и какой ответ они понесут за загубленную жизнь и какую участь уготовляют себе, погубив душу вином?»

4. Надо помнить также и то, сколько соблазна бывает от пьянства, сколько скорбей, огорчений домашних, семейных раздоров и разорения приносит пьянство.

«Ныне, к сожалению, не многие заботятся о своей душе, предаваясь разным страстям, — пишет афонский подвижник иеромонах Арсений. — А из всех страстей самые пагубные — пьянство и сладострастие. Сохрани нас, Господи, от этих страстей! Они губят навеки и душу и тело человека, и чем далее, тем более усиливаются (в человеке) эти погибельные страсти. Против них надо такие меры принять: отслужить молебен с акафистом Господу Иисусу, Божией Матери и св. великомученику Пантелеимону, освятить воду (на молебне) и пить ее ежедневно; чаще ходить в храм Божий, усерднее подавать милостыню нищим, содержать в памяти смертный час, Страшный Божий Суд и вечную муку грешникам. Возможно (тщательнее) надо стараться хранить себя от осуждения, пресыщения и вообще всего греховного». Сколько можно чаще говеть — с должным приготовлением приступать к Таинствам исповеди и причащения. Всякая страсть есть исчадие, т. е. порождение, духа злобы — диавола, а потому и должна искореняться благодатью Святых Таинств и богоугодными делами.

Тем у кого пристрастие к винопитию обратилось уже в пьянство, запой, надо большие усилия над собой, чтобы одолеть гибельную страсть. При каждом порыве к винопитию советуют читать со всяким вниманием по главе из Евангелия, а кто не знает грамоте, тем всеусердно, со вниманием творить до 33 раз молитву Иисусову, которая есть сокращение Евангелия (молитва Иисусова читается так: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного»). Благодаря этим испытанным средствам исцелился не один пьяница.

Чревоугодие, если кем владеет, то ищет для себя, как и любая страсть, всякого рода оправданий и благовидных предлогов, даже находит себе оправдание в текстах Священного писания (все, мол, Бог создал для человека и Сам благословил пить вино на браке в Кане Галилейской, и Сам был на брачном пиру и т. п.). Одним из обычных возражений против умеренного воздержания, а также против установленных Церковью постов, выдвигается обычно слабость здоровья, малодушное опасение насчет своего здоровья (как бы «не похудеть», «не подурнеть», выдвигается и вред поста для здоровья, и утомительность поста), устарелость узаконений Церкви о посте и воздержании (теперь, мол, уже никто их не придерживается) и т. п. Такого рода доводами саможаления прикрывается наше лукавое и ненасытное плотоугодие, эгоистическое жизнелюбие («животолюбие»). По мнению преп. Исаака Сирина, плотолюбивый человек в своей жизни более всего предается тревогам и смущениям из-за боязни вреда телесного, по телолюбию; уж очень человек дорожит телесным покоем, здоровьем и всем, что приятно ему в этом видимом мире. «Страх за тело бывает в нем так силен, что он становится иногда вовсе неспособным сделать что-либо честное (великое) и достославное». Из-за этого себялюбивого плотоугодия и саможаления нет у нас самоотверженной готовности на труд и подвиг ради Христа и спасения нашей души. Все праведно пожившие и угодившие Богу шли путем воздержания, все самоотверженно подвизались, сколько позволяли телесные силы, удерживая ненасытность чрева. Болезность или слабость здоровья может быть основанием для разрешения (от духовника) о время поста на более питательную пищу, но не основанием и предлогом для отмены воздержания, поводом к пресыщению и чревоугодию.

Воздержание есть начало и основа всякого христианского подвига. Все истинные христиане подвиг богоугодной жизни начинали с утеснения чрева и воздержания. «Все подвижники воздерживаются», — говорит апостол Павел (1 Кор. 9, 25). И особенно это касается потребности питания.

О борьбе со страстью пьянства
Из книги: Учение Святых отцов о страстях и добродетелях
Г.И.Шиманский

 

Следующая новость
Предыдущая новость

Молоді греко-католики створюють спільноту «Покоління Любомира» Священики УПЦ відвідали полонених українських військових Ракетки для тенниса На Тернопільщині освятили найбільшу вишивану карту України УГКЦ організувала курс реабілітації для медиків Харківського військового госпіталю

Публикации