На что пост?

На что пост?

На что пост?
Вступаем в святой Великий пост! Первые христиане имел глубокое уважение к сему святому посту. Во все его продолжение они употребляли пищу только постную, и только в таком малом количестве, без которого нельзя поддержать телесной жизни и телесных сил, нужных для дел святых. Но это уважение к святому посту в последующее время, местами мало-по-малу, начало ослабевать, и в некоторых христианах ослабело до того, что святая Церковь принуждена была на 6-м Вселенском Соборе постановить всеобщее обязательное правило следующее: "Уведехом, яко в Арменскей Церкви и в иных местах в Субботы и Воскресные дни святыя Четыредесятницы некоторые ядят сыр и яйца. Того ради за благо признано, да Церковь Божия по всей вселенней, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается, якоже от всякого закалаемого, такожде от яиц и сыра... Аще же сего не будут соблюдать: то клирики да будут низвержены, а миряне да будут отлучены (Прав. 56)".

Почему первые христиане так много уважали святой пост? и почему святая Церковь впоследствии времени сделала такое строгое постановление против нарушителей святого поста? - Потому что святая Церковь, как и сам Господь Бог сильно желает доставить спасение всем нам; а святый пост для всех, действительно и истинно желающих и старающихся спасти свою душу, с одной стороны - великий учитель, а с другой - великий помощник.

На что пост?Святой пост великий учитель. Кто истинно желает и старается спасти свою душу, тому святой пост, во первых, очень скоро и ясно показывает, что для сохранения телесного здоровья нужно весьма немногое; что для здоровья не только не нужны, но часто весьма вредны все искусственные пития, все сласти и лакомства, все с особливым искусством и вкусом составляемые кушанья, шумные увеселения и щегольская одежда, и что здоровье зависит отнюдь не от лакомой и вкусной, а от простой и умеренной пищи, от пития безискуственного и от одежды не дорогой, а достаточно теплой, твердой и чистой... Святой пост всякому человеку, истинно желающему своего спасения, очень скоро показывает, во вторых, все его важнейшие грехи, - все, к чему особенно крепко прилипло его сердце, все, что нудит его к различным преступлениям и удаляет от истинной жизни и истинного блаженства...

Святой пост весьма сильно способствует успехам в спасении всякому желающему спасти свою душу.

Святой пост, не дозволяя телу излишней пищи и искусственного пития, а доставляя ему пищу умеренную и питие простейшее, сильно способствует человеку к покорению всех греховных вожделений плоти. Ибо, отнимая у плоти всю излишнюю пищу и излишнее питие, святой пост отнимает у ней все, что доставляет ей силы для буйной и богопротивной жизни; а и самые крепкие города, самые не преступные крепости сдаются, когда лишают их жизненного продовольствия.

Святой пост делает нас способными к молитве и к размышлению о Боге и о божественном. Кто постится, тот, как говорит святой Златоуст, с бодрым духом молится. Пост делает душу бодрою, облегчает крылья ея, возносит ее выше земного, ведет к мыслям о горнем...

Вообще пост, есть весьма сильное средство приготовление ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди всегда и везде. Все Святые весьма строго постились сами и все единодушно советовали постится другим. Все особенно великие мужи, употребленные Богом для исправления в разные времена человеческого рода, были приготовлены к их служению постом. Так свидетельствует история о Пророке Моисее, о Пророке Илии, об Иоанне Крестителе. Даже Сам Иисус Христос, вступая в служение роду человеческому, постился сорок дней и ночей (Матф. 4, 2).

В наше время некоторые из христиан, не смотря на все это говорят: "На что пост? Мы бываем гораздо лучше, когда не постимся. В мясоед мы и сами довольны, и наши домашние покойны, и дела у нас идут успешнее. Не в пост и Божию службу мы слушаем внимательнее, и молимся усерднее, и к другим бываем благорасположенные. От поста ничего нет лучшего: ни лучшей мысли, ни лучшего желания или расположения. Пост не доставляет ревности к спасению, а доставляет какую-то вялость, скуку и досаду". Так некоторые говорят, и говорят, в отношении к себе, совершенную истину, потому что говорят именно то, что действительно чувствуют.

Но что это за христиане, которые так говорят? Есть ли у них истинное желание и старание спасти свою душу? Именно, есть ли у них и старание распять свою плоть со страстями и похотьми, как требует св. Апостол? (Галат. 5, 24). - Нет! - Все говорящие такие слова ни мало не думают о распятии своей плоти, или истреблении в себе ее страстей и вожделений. Только удовлетворение страстям и вожделениям своей плоти доставляет им всю радость, все довольство и спокойствие. Во время же святого поста плоть их остается без удовлетворения; посему очень естественно, что они тогда мрачны, беспокойны, ничем недовольны, сердиты и ленивы. О спасении же своей души они или совершенно не думают, или думают, но без должной решимости взяться за средства, способствующие к спасению душ. Истиной молитвы у них нет никогда. Ибо будут ли они сердечно молится Богу и размышлять о Боге и о божественном, когда у них Бог их чрево? (Филип. 3, 19). - Не будут! Идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше, сказал Господь (Матф. 6, 21). Ежели они иногда молятся, то молятся только о том, что может удовлетворять прихотям их чрева.

Итак, братия, будем усердными исполнителями материнского установления св. Церкви! Все будем постится по ее установлениям! В ее установлениях нет ничего, кроме сильно споспешествующего нашему спасению. Кто не хочет покориться распоряжению матери, тот пусть убедится в нужде хранить св. пост по крайней мере тем, что так давно говорит опыт, именно: чем меньше какие-либо христиане держаться введенных для нашего спасения уставов св. Церкви, тем они делаются хуже: меньше ходят к Божиим службам и теряют расположение к ним, теряют правильное сведение о Боге; с потерей правильного сведения о Боге теряют страх Божий, а с страхом Божиим теряют всякую заботу о своем спасении. Таковые люди в обществе христиан всегда бывают большой соблазн, большая зараза. Господь Бог да сохранит всех нас от подражания таковым людям, да поставит на истинный путь спасения и укрепит на нем! Аминь.

На что пост?
Григорий Митрополит Новгородский

Следующая новость
Предыдущая новость

Новые схемы лечения вируса гепатита С дают отменные результаты и дарят надежду Обжимной опрессовочный инструмент для наконечников Монастир на Франківщині перейшов під юрисдикцію Київського Патріархату Отдых в Трускавце 2018 Церковные иерархи обсуждают законопроект об открытии заседаний парламента молитвой "Отче наш"

Публикации