"Лівий берег", 4 липня 2018
Фото: EPA/UPG
Вселенский Патриарх Варфоломей I и Патриарх Московский Кирилл(справа)
Известное выражение гласит: не стоит начинать войну, если нет уверенности, что после победы издержки будут компенсированы.
После сенсационного объявления о начале процесса признания украинской автокефальной церкви Константинополем со стороны Русской церкви прозвучали недвусмысленные угрозы: если Вселенский патриарх Варфоломей таки «легализирует раскольников», во Вселенском православии это решение не будет признано. И пригрозили едва ли не самым крупным расколом со времен Великой Схизмы 1054 года.
Священный Синод Вселенского патриархата принял обращение «церковных и светских властей Украины» к рассмотрению еще в апреле, дальше процесс будет идти в тесной координации с другими Поместными Церквями. Обойти эту согласительную процедуру не удастся. Поместные Церкви уже начали принимать делегации – как дипломатические (украинские и российские), так и церковные (от имени РПЦ коллег объезжает митрополит Иларион Алфеев, от имени Константинополя – комиссия в составе митрополита Пергамского Иоанна, Галльского Эммануила и Смирнского Варфоломея).
Угроза раскола висела над Константинополем очень долго и до поры до времени шантаж приносил свои плоды. Но так ли страшен черт, как его малюет Москва?
По уже сложившейся типологии вселенское православие условно разделено на две партии – греческую (Константинополь, Александрия, Иерусалим, Кипр, Эллада, Албания) и русскую (Антиохия, Грузия, Сербия, Болгария, Польша и Чехия-Словакия). Особняком стоит Румыния, которую сложно назвать прогреческой, но и пророссийской она является ситуативно и декларативно. Возможен ли глобальный раскол по этой условной линии?
Фото: Александр Рудоманов
Прогнозы в таком вопросе, когда церковные иерархи часто поступают весьма нелинейно и непредсказуемо – дело неблагодарное. Тем не менее, пройдемся по всем Поместным Церквям, обозначив их ключевые диспозиции, которые могут влиять на принятие ими решения: подключиться к Великой Схизме или воздержаться от радикальных телодвижений по принципу «овчинка выделки не стоит».
Исключим из обзора две Церкви, стоящие на радикально противоположных позициях – РПЦ и Константинополь (Вселенский престол): между ними действительно возможен разрыв евхаристического общения, который продлится максимум каденцию патриарха Московского.
Начнем с греческой партии.
Александрия. Древняя Церковь, входящая в Пентархию (пять патриархатов, образованных на Вселенских соборах), относится к греческой партии.Поскольку канонической территорией Александрийского патриархата является Африка, у него есть огромный опыт нетрадиционного миссионерства среди местных племен, даже литургии переведены на десятки местных языков. Это в определенной степени смягчает догматизм и ригоризм в церковной жизни.
Тем не менее, патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II – известный русофил. Выпускник Одесского государственного университета (ныне – Одесский национальный университет), с 1985 по 1990 годы возглавлял одесское подворье Александрийского патриархата в РПЦ. По украинскому вопросу известен своей абсолютно пророссийской позицией: «Украинская церковь является неотъемлемой частью Русской православной церкви».
И еще одна цитата: «Глава Александрийской церкви заверил, что очень хорошо знает Украину и имеет "очень хорошее представление о том, какими стимулами руководствуются люди, которые пытаются сегодня посеять раздор"». Такая реакция связана с личным травматическим опытом патриарха Феодора в Одессе, когда он был настоятелем подворья Александрийского патриархата в РПЦ. Однажды, по его словам, в храм пытались проникнуть некие нежелательные лица, и он этому воспрепятствовал физически. Тем не менее, можно некоторые выводы сделать из эстонской истории: всячески поддерживая Москву в конфликте с Константинополем, восточные патриархи не пошли на разрыв евхаристических отношений с последним за компанию с РПЦ.
Фото: pravoslavie.ru
Патриарх Александрии и всей Африки Феодор II
Несмотря на видимое единство патриархов Феодора II и Кирилла, украинский МИД решил пойти на прорыв: 29 апреля в рамках визита Павла Климкина в Египет состоялась его встреча и с патриархом Александрийским. Обсуждались в том числе и «гуманитарные вопросы», под которыми можно предположить и церковные. Аналогичный визит 7 мая нанес патриарху Александрийскому и митрополит Иларион Алфеев – с тем же сухим резюме: «обсуждены вопросы двустороннего и общеправославного взаимодействия, межконфессиональных и межрелигиозных взаимоотношений».
Александрийский патриарх (грек по происхождению, что немаловажно!) неоднократно в своих проповедях заявлял, что для его Церкви важно поддержание видимого единства Православия. А во время недавнего посещения Афона в середине мая патриарх Феодор «выразил свою благодарность своему «Старшему брату» Святейшему Патриарху Вселенскому Варфоломею». Очевидно, что верность этим утверждениям придется доказывать на практике.
Прогноз: на разрыв евхаристических отношений с Константинополем не пойдет, однако возможны различные протестные декларации с поддержкой РПЦ и нежеланием признавать украинскую автокефалию.
Иерусалим. Иерусалимский патриархат считается самым древним, «Матерью всех Церквей-Матерей», однако традиционно его контролируют греки (весь епископат – греческого происхождения). Вердикт Иерусалима не будет зависеть исключительно от позиции патриарха: сильное влияние в этой Церкви имеет ее Синод, который часто находится в оппозиции к своему Предстоятелю. Чтобы понять, что может влиять на принятие решения епископатом Иерусалимского патриархата по украинскому вопросу, надо углубиться в недавнюю историю.
В 2005 году Синод Иерусалимской Церкви большинством голосов объявил о недоверии тогдашнему патриарху Иринею и отрешил его от должности. В вину отрешенному вменялись махинации с церковным имуществом. А надо сказать, что Иерусалимская патриархия является одним из крупнейших собственников церковной и коммерческой недвижимости в Иерусалиме. Для урегулирования конфликта Вселенский патриарх Варфоломей в Стамбуле созвал Всеправославный собор. Собор принял сторону Синода Иерусалимского патриархата, и Ириней отправился в заточение. Таким образом, нынешний предстоятель этой Церкви своей должностью обязан Вселенскому патриарху Варфоломею.
Фото: voxpop-66.livejournal.com
Иерусалимский Патриарх Феофил III
Однако на этом история не закончилась: уже сегодня нынешнего главу Иерусалимского патриархата Феофила III фактически обвиняют в том же преступлении, что и его предшественника. В греческой прессе это называется «священной гражданской войной». Члены Синода вновь готовы поставить вопрос о смещении патриарха, замешанного, по их мнению, в махинациях с недвижимостью. Однако признать такое смещение может только новый Всеправославный собор, созванный Вселенским патриархом. Тем более что в анамнезе этого патриархата конфликт с другой восточной церковью – Антиохийской за Катар, урегулирование которого тоже в руках Константинополя.
Круг замкнулся: у патриарха Феофила нет никаких резонов воевать с Константинополем из-за Украины.
Кроме всего прочего, вспомним слова самого Феофила ІІІ, осуждающего «украинских раскольников»: «Единство Церкви – это дар Святого Духа, и мы призваны беречь его и укреплять. Разрушение этого единства является тяжелейшим преступлением…Не напрасно святые отцы напоминают нам, что разрушение единства Церкви, раскол – это самый тяжкий грех». И поскольку решение об уходе в раскол патриарх Иерусалимский не может принять единолично, в обход Синода, можно ожидать сдержанной позиции всей Церкви.
В свое время Феофилу приписывали вполне «русофобские» заявления: «Мы жили хорошо и мирно, пока здесь (в Иерусалиме) не появился Порфирий Успенский (основатель Русской духовной миссии). Он, может, святой человек, но он отравил нашу жизнь ядом национализма. Со времени императрицы Екатерины для России главное – не Балканы, а именно Иерусалим. С той поры ничего не изменилось. Россия совершает здесь культурную и политическую агрессию». Также именно Феофил приезжал в Украину по приглашению церковных меценатов-политиков, не согласовав свой визит с Патриархом Кириллом.
Сдержанный оптимизм также внушают и релизы о встрече патриарха Феофила со спикером украинского парламента Андреем Парубием, состоявшейся 31 мая. Патриарх, выделив на переговоры за закрытыми дверями полтора часа, по их окончании ритуально заявил, что переплетение политики и религии – критичная проблема, хотя это явление и существует. Но интересно не это, а его реакция на подаренное ему пасхальное яйцо-писанку: «Надо разбить яйцо, чтобы из него родилась новая жизнь». По словам Парубия, патриарх Феофил признал, что «все православные народы имеют право на свою автокефалию».
Фото: ZIK
Встреча председателя Верховной Рады Андрея Парубия с патриархом Теофилом ІІІ во время официального визита в государство Израиль
Прогноз: от разрыва евхаристических отношений с Константинополем воздержатся, однако признание автокефалии может затянуться.
Кипр. Кипрская архиепископия исторически относится к прогреческой партии во Вселенском православии, однако на ее нынешний дискурс накладывают отпечаток политические обстоятельства. С 1974 года остров Кипр разделен на греческую и турецкую зоны вследствие операции турецких войск «Атилла», которую греки называют оккупацией. В результате возникло непризнанное государство Северный Кипр, контролируемый Турцией, на территории которого Кипрская Церковь имеет очень ограниченные права (к примеру, службы в храмах можно проводить только на большие православные праздники Пасху, Рождество и Троицу). Хотя обстоятельства, вызвавшие оккупацию Кипра турками, ушли в прошлое, стороны до сих пор не могут прийти к соглашению о совместном управлении островом.
Нет нужды говорить, что активным участником кипрского урегулирования (а точнее, неурегулирования) является российская дипломатия. Турки жалуются, что именно греки «зарубили» идею конфедерации, одобренную ООН (так называемый план Кофи Аннана – федеративное, двухобщинное и двухзональное государственное устройство), причем по ряду источников понятно, что за неуступчивостью греков стоит Россия. Экономически Кипр считается карманным офшором российских капиталов (которые начали блокировать и здесь), туристическая сфера тоже ориентирована на российских гостей.
Но в церковном плане пока не стоит спешить с выводами, что Кипрская церковь в кармане у Русской. Деньги деньгами, а исторические корни никуда не денешь. В 1950 году на Кипре прошел неофициальный референдум о присоединении к Греции. Это движение «греческих соотечественников» (возникшее еще в ХІХ веке) называется энозисом. Кстати, референдум, по итогам которого почти 96% киприотов высказались за присоединение, проходил в православных храмах. Энозис в свое время и был одной из причин восстания турок-киприотов, что закончилось созданием Северного Кипра в качестве антидота прогреческой ирреденте.
Фото: pravchelny.ru
Иными словами, несмотря на русский кошелек, сердцем Кипр устойчиво принадлежит к эллинскому миру. Также не стоит забывать, что именно Кипр в 2011 г. поднял вопрос о том, что именно эта Церковь должна занимать в Диптихе то место, которое нынче занимает Русская – пятое, исходя из давности возникновения: «Русские приняли православие в Х в., мы – на протяжении I-го века. Наша Церковь древнее Русской Церкви на тысячу лет. Мы просим отнестись к нам с почтением. Мы считаем, что мы должны занять пятое место».
Из всего этого следует, что в критический момент церковный Кипр присоединится к греческому консенсусу, а не к прорусскому.
В связи с украинским вопросом надо отметить три обстоятельства. Первое: именно архиепископ Кипрский Хризостом II обвинил РПЦ в этнофилетизме, когда та объявила о своем решении игнорировать Всеправославный собор в 2016 г., проводимый Вселенским патриархом. Как известно, одной из причин демарша РПЦ был именно украинский вопрос: россияне настолько испугались, что этот вопрос кто-то поднимет в рамках собора, что довольно позорно убежали с «поля боя» и уволокли за собой еще три Церкви.
Второе обстоятельство: 27 апреля глава кипрского МИДа Никос Христодулис встречался с главой российского МИДа Сергеем Лавровым. В кипрских СМИ прошла информация, что на встрече «также может обсуждаться решение Вселенского Патриархата начать консультации, чтобы дать автокефалию Украинской Церкви, которая решительно выступает против России».
По итогам встречи Лаврова и Христодулиса россияне сделали прозрачный намек, что они могут решить политическую проблему Кипра (спойлер – нет, не могут), пользуясь своим якобы большим влиянием на президента Турции Эрдогана. В обмен на услугу, очевидно, предлагается, в том числе, и непризнание украинской автокефалии.
Однако даже далеким от дипломатии людям понятно, что отказ от «плана Кофи Аннана» повлечет лишь дополнительное напряжение в отношениях России и Турции. Которые и так уже можно описать в виде синусоиды – даже Всеправославный собор был перенесен из Стамбула на Крит из-за напряжения в российско-турецких отношениях.
Из всего этого следует один простой вывод: попытка российского МИДа воткнуть украинский церковный вопрос в проблему урегулирования статуса Северного Кипра для самих россиян закончится классическим выстрелом себе в ногу.
Фото: mospat.ru
Встреча Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) с Архиепископом Кипрским Хризостомом
5 мая в Никосии состоялась встреча главы ОВСЦ МП митрополита Илариона Алфеева с главой Кипрской Церкви Хризостомом ІІ, однако, судя по крайне сухому пост-релизу службы коммуникации ОВССЦ, склонить киприотов к радикальным поступкам российской делегации не удалось.
Прогноз: позиция нейтралитета.
Эллада. Элладская Православная Церковь – ближайший многолетний союзник Константинополя, входящий в греческий пул несмотря на сложные отношения между Церквями в прошлом. Неслучайно именно в Афины зачастили делегации всех мастей для убеждения церковного руководства в своей правоте относительно украинской автокефалии. Вначале визит нанесла делегация Константинопольского патриархата.
Константинополь попросил Элладу признать нового киевского предстоятеля, когда он будет избран. В ответ глава Элладской Церкви архиепископ Иероним «выразил нейтральное отношение к этому вопросу, подчеркнув, что эта проблема очень значительна и что решение о позиции Элладской Православной Церкви по ней должно было бы быть принято на Архиерейском Соборе в октябре». Можно предположить, что именно осенью с этого Архиерейского собора начнется старт процедуры рецепции украинской автокефалии. Раньше вердикта Эллады от других Церквей ожидать реакции не стоит.
В конце мая с главой Элладской Церкви встретился посол США в Афинах Джеффри Паейтт (он же – бывший посол в Украине). Речь шла об Украине и Македонии. Судя по всему, с Украиной сложится намного проще, чем с Македонией, хотя некоторое время считалось, что оба этих вопроса могут пойти в пакете. Сейчас Грецию сотрясают акции протестов против закрепления за Македонией этого названия, которое считается частью исторической Эллады. В этих протестах самое непосредственное участие принимает и Элладская Церковь, которая блокирует любые договоренности, в которых фигурирует название «Македония». Объективно говоря, македонский кейс рискует затянуться на более длительный период, что, в свою очередь, облегчает решение украинского вопроса.
4 июня в Грецию прибыл сам Вселенский патриарх, который обсуждал, в том числе, украинский вопрос не только с руководством Элладской церкви, но и с греческим политикумом. Очевидно, речь шла о необходимости поддержания общецерковного единства. Судя по релизам греческих СМИ, в ходе переговоров у сторон никаких возражений не возникло.
Фото: spzh.news
Посол США в Греции Джеффри Пайетт и Предстоятель Элладской Православной Церкви архиепископ Иероним во время встречи 29 мая, 2018
Положение кинулись спасать (а точнее – портить) российские политики, которые ни много ни мало приняли участие в заседании Синода Элладской Церкви, состоявшемся 8 июня. «Как отметил депутат Госдумы Сергей Гаврилов, среди обсуждаемых вопросов была проблема сохранения единства церкви, недопущения распространения «украинского сценария» православного внутрицерковного раскола». Таким образом, можно предположить, какую технологию запугивания греческих иерархов выбрали россияне: по аналогии с «экспортом цветных революций» якобы существует «украинский сценарий» активизации всех «дремлющих» автокефалий во всех православных Церквях.
На данном этапе руководство Элладской Церкви настаивает на том, что признание украинской автокефалии должно сопровождаться церковным консенсусом внутри самой Украины. Но, как известно, это практически невозможно из-за крайне неуступчивой позиции руководства УПЦ Московского патриархата, не желающего лишаться монопольного положения.
На последней встрече в Афинах с Иларионом Алфеевым глава Элладской церкви архиепископ Иероним заметил: «Мы остановились на том, что будем следить за развитием событий, чтобы высказать или нет своё согласие. Желаем просвещения свыше ВСЕМ, кто, В ОТЛИЧИЕ ОТ НАС, НАДЕЛЕН БОЛЬШИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ, да будет результат на благо всей Церкви».
Можно предположить, что имеется в виду следующее. Томос 1850 г., предоставляющий автокефалию Элладской церкви от имени Константинополя, гласит: «в случае церковных дел, требующих совместного рассмотрения и взаимного содействия к лучшему устроению и утверждению Православной Церкви, надлежит, чтобы эллинский Священный Синод относился к Вселенскому Патриарху и находящемуся при нем Священному Синоду». Таким образом, Эллада не будет принимать никаких агрессивно антиконстантинопольских решений.
Прогноз: Угроза поддержки РПЦ нулевая; признание украинской автокефалии может произойти безболезненно.
Фото: Новости Донбасса
Албания. Албанская православная церковь была образована в 1929 году путем самопровозглашения независимости от Константинопольского патриархата. Через несколько лет (1937 г.) Константинополь даровал Томос об автокефалии, в котором, тем не менее, были прописаны два немаловажных условия: святое миро албанцы получают от Константинополя и все конфликтные вопросы и недоразумения, касающиеся условий и юрисдикции автокефальных Церквей, решаются исключительно через Вселенский престол (как и в случае с Элладской Церковью).
Мироварение в православии – один из маркеров самостоятельности Церкви. С точки зрения РПЦ, это прерогатива любой автокефальной церкви, а не монополия Константинополя. Однако в случае с Албанской церковью очевидно, что все ниточки ведут на Фанар. И уж тем более это касается проблем с юрисдикцией других Церквей.
Глава Албанской церкви – грек, бывший епископ Элладской и Александрийской церквей Анастасий (Яннулатос). Как сказал сам архиепископ Анастасий, «я приехал в Албанию не по собственному выбору. Эту миссию на меня возложила Церковь, а конкретно – Вселенский патриархат».
Таким образом, Албанская церковь сегодня – в значительной степени греческий проект, и благодаря совместным усилиям Элладской и Константинопольской церквей православие в Албании было восстановлено практически с нуля. Финансировали это восстановление православные греки Греции и США. На сегодняшний день к Албанской церкви по разным данным принадлежат от 500 до 700 тыс. верующих как в Албании, так и за ее пределами. Надежды РПЦ на то, что церковная Тирана присоединится к московской авантюре ухода в раскол, фактически нулевые.
Недавний визит патриарха Кирилла в эту страну ничего не изменил. В греческой прессе цитировались слова Анастасия, обращенные к Патриарху Кириллу, о том, что в православном мире первенство зависит не от мощи государства или его экономики, или каких-то других факторов, важных в секулярном мире, но только от бескорыстной любви. И что Церковь должна искать любые пути для сохранения единства, а не поводы к расколам.
Прогноз: в раскол с РПЦ не пойдет, есть вероятность признания украинской автокефалии в краткосрочной перспективе.
Фото: spzh.news
Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл и Архиепископ Тиранский и всей Албании АнастАсий
Румыния. Румынская Церковь не относится к прогреческому блоку, однако есть причины именно ею завершить эту часть обзора. Ситуацию в этой соседней с Украиной стране можно назвать диалектической. С одной стороны, СМИ упрекают главу Румынской православной Церкви патриарха Даниила в подобострастном отношении к РПЦ и патриарху Кириллу. Даниил поехал в декабре 2017 г. на празднование столетия восстановления российского патриаршества, где сделал достаточно заявлений против возможной украинской автокефалии. Это можно объяснить давней дружбой с нынешним патриархом Кириллом, а также упреками румынских СМИ в сотрудничестве будущего румынского патриарха с румынскими спецслужбами «Секуритате»: регулярные заграничные вояжи в период тотальных ограничений при режиме Чаушеску давали много поводов для подозрений.
Однако у патриарха Даниила есть достаточно точек соприкосновения и с Вселенским патриархом Варфоломеем на почве экуменизма: в 1980-1988 гг. он преподавал в Экуменическом Институте в Боссэ (Швейцария), а с 1986 по 1988 гг. работал там заместителем директора.
С другой стороны, дружба дружбой, а табачок врозь. Румынская Церковь уже долгое время ведет достаточно активную (если не сказать агрессивную) политику расширения своего присутствия на территориях других церквей. В том числе это касается и Молдовы, которую РПЦ считает своей канонической территорией. Вопреки протестам РПЦ, там существует Бессарабская митрополия Румынской Церкви, что вызывает регулярный обмен «любезностями» между представителями этих Церквей. Только, казалось, патриарх Даниил задекларировал полную свою поддержку РПЦ в украинском вопросе, как тут же «всадил нож в спину». 24 мая 2018 года состоялось заседание Синода Румынской Церкви, где были избраны епископы на вакантные кафедры для Бессарабской митрополии в Молдове. Это произошло через 6 дней после визита митрополита Илариона Алфеева в Бухарест, где российский иерарх пытался выбить у румынского предстоятеля нужное решение по украинскому вопросу.
Но в том-то и дело, что оба кейса – и украинский, и молдавский, – связаны между собой. Осуждение создания в Украине параллельной юрисдикции автоматически влечет со стороны Румынии демонтаж собственной параллельной структуры в Молдове. А на Молдову у Румынской Церкви стратегические планы. Ранее, в марте 2018 г. патриарх Даниил обнародовал послание, в котором четко заявил об отношении своей Церкви к переговорам об объединении Румынии и Молдовы: «Румынский Патриархат фактически является первым учреждением, которое начнет церковное воссоединение Бессарабии с Румынией».
Фото: Jurnalistii.ro
Глава Румынской православной Церкви патриарх Даниил
Понимая неизбежность расширения румынского влияния в Молдове и во избежание прямой конфронтации, Синод Православной Церкви Молдовы (РПЦ) от 13 июня 2018 г. предложил «межцерковный диалог» с Румынской православной церковью, в котором должен быть решен вопрос «делимитации юрисдикции двух православных церковных единиц, находящихся в конфронтации по критериям, отличным от богословских». Отличная формулировка для ситуации с двумя параллельными каноническими юрисдикциями!
Из всего этого российские церковные аналитики сделали весьма неутешительный для РПЦ вывод: с большой долей вероятности, Румынская Церковь в украинском вопросе поддержит Константинополь. Ибо румынам понадобится поддержка (или как минимум невмешательство) Стамбула в ее собственных территориальных конфликтах с другими поместными церквями: Иерусалимской из-за строительства храмового комплекса в Иерихоне (из-за чего обе Церкви на два года уже прерывали между собой евхаристическое общение, но впоследствии пришли к соглашению), Сербской из-за экспансии румын в области Банат на территории Сербии, и Русской из-за Молдовы. По большому счету, Румынская Церковь – одна из выгодоприобретателей ослабления РПЦ и признания украинской автокефалии.
Прогноз: в раскол с РПЦ не пойдет, украинскую автокефалию признает достаточно быстро.
Как видим, в греческой партии в случае признания украинской автокефалии не случится никаких непредвиденных событий. Никто не будет выкидывать коленца и уходить в радикальную оппозицию к Константинополю. Впрочем, возможны разногласия, связанные с несовершенством самой технологии объявления новейших автокефалий. Однако усовершенствование этого механизма – вопрос общецерковной дискуссии, а не ультиматумов.
Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/71708/