Ранее приходилось писать о том, как РПЦ часто становилась жертвой бумерангов, которые сама же щедро разбрасывала. И вот очередной такой бумеранг вернулся…
Последнее решение Синода РПЦ напоминает: «вступление с раскольниками в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения». Председатель ОВЦС РПЦ, митр. Иларион (Алфеев) заявляет: «Раскол остаётся расколом. Лидеры раскола остаются лидерами раскола. А та церковь, которая, признав раскольников, вступила с ними в общение, тем самым себя исключила из канонического поля Православной Церкви». Что ж, это высказывание, а точнее, признание, крайне любопытно в свете недавней истории, когда сама РПЦ, признав раскольников из «безбожного и безблагодатного Карловацкий раскола» (коим долгие годы неизменно именовалась РПЦЗ), вступила с ними в общение.
А уж недостатка красочных эпитетов в адрес «раскольников» в РПЦ никогда не испытывали. Можно привести некоторые «Путём погибели идут вожди безбожного Карловацкого раскола и ведут за собой к огненным вратам геенны слепо повинующуюся им паству», «хотя раскол по внешнему виду стремится сохранить черты Церкви, в действительности это сборище не имеет ни духа истины, ни Божественной благодати», «этот безбожный раскол не имеет ни апостольского преемства, ни благодати», «Так как в расколе нет благодати, то и таинства у карловчан не совершаются», «они лишались благодатной силы Духа Святаго и неизменно погибали для вечной жизни во Христе»,«лишь насилованные от диавола могут настаивать на признании "истинности" этого сборища», «вожди раскола ведут пагубные ереси и навлекут на себя скорую погибель», «призываем сущих в расколе вернуться в спасительное лоно РПЦ, победить окаменелость своих сердец и принести покаяние». На безусловности покаяния карловчан особенно акцентировали. Это лишь немногие цитаты иерархов и богословов РПЦ, выражающие вполне официальную позицию РПЦ. Слова эти звучали со страниц издаваемых с грифами богословских трудов, обращений священноначалия и официальных изданий РПЦ, включая Журнал Московской Патриархии, который – напомню – «является выразителем истинно церковного самосознания».
Что ж, 17 мая 2007 года РПЦ, согласно своим же собственным критериям(!) «совершила каноническое преступление» и «исключила себя из канонического поля Православной Церкви», подписав Акт о каноническом общении с РПЦЗ, и росчерком пера аннулировав все документы и прещения в адрес «раскольников»: «Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими сил». Такой вот moment of truth. И вновь бумеранги, и вновь, РПЦ «Под свою анафему падоша»...
P.S. Кстати, интересно и свидетельство митр. Илариона (Алфеева) о том, как "безблагодатный и безбожный Карловацкий раскол" вдруг перестал называться таковым: «Мы называли Зарубежную Церковь "расколом". Условием же вступления в диалог был взаимный отказ от этих обвинений и терминов — мы как бы наложили на них мораторий. С момента начала диалога с Зарубежной Церковью мы в Московском Патриархате перестали называть ее расколом, и сейчас, после того, как разделение уже преодолено, мы не говорим о Зарубежной Церкви как о расколе — даже задним числом. Это было нужно для того, чтобы мы смогли сесть за стол переговоров». Жаль, что многие иерархи УПЦ и РПЦ в своё время не прислушались к этому полезному напоминанию о необходимых шагах к уврачеванию раскола.
Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/blog/73099/