"Укрінформ", 18 жовтня 2018
Фото: www.romfea.gr
Епископ Макариос Христопольский – помощник Вселенского Патриарха Варфоломея, постоянный профессор Патриаршей академии Крита и приглашенный профессор богословского факультета одного из вузов Эстонии и других университетов, один из самых влиятельных иерархов Вселенского патриархата.
Сразу после окончания Синода Вселенского патриархата, который прошел в октябре, Укринформ направил свои вопросы преосвященнейшему Макариосу – одному из ученых, готовивших канонические основания для сентябрьского Синакса и последовавшего решения Синода Константинопольской церкви. Это первые комментарии официального лица Вселенского патриархата по принятым уже решениям.
- Ваше преосвященство, решением недавнего Синода Константинопольского Патриархата, если мы правильно понимаем, сняты «анафема» и отлучение предстоятеля Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и главы Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария. Является ли решение этого вопроса окончательным, или оно будет пересматриваться в будущем?
- Действительно, на последнем заседании Священного Синода Вселенского Патриархата были изучены вопросы апелляций «эклита» (право верховного церковного суда заслушивать дела, по которым подана апелляция – прим. перев.) Филарета Денисенко и Макария Малетича и относящихся к ним епископов и духовенства. После тщательного изучения этих требований было решено возвратить обоих истцов, а также относящихся к ним епископов, священнослужителей и мирян в каноническое поле. Это означает, что отныне Филарет и Макарий являются каноничными иерархами Церкви и имеют каноничный архиерейский сан. То же самое, конечно, относится и к их другим епископам, духовенству и мирянам, которые воспринимали от них священные таинства.
- Поскольку мы не очень хорошо разбираемся в этих терминах, можете ли вы объяснить нам – что означает «апелляция «эклита»?
- Речь идет о привилегии, а также об огромной общецерковной ответственности, которая была дана Константинопольской Церкви IV Вселенским Халкидонским Собором 451 года. Правило 9 и 17 этого Собора определяют, что, если некий епископ или клирик будет судим его митрополитом или местным Синодом, и будет считать это решение несправедливым, в таком случае он может законно прибегнуть к Патриаршему Престолу Константинополя, который в свою очередь обязан пересмотреть данный вопрос и принять окончательное решение. Эта привилегия Вселенского Патриархата бесчисленное количество раз в истории была применена относительно епископов других Патриархий и Автокефальных церквей. В некоторых случаях Вселенский Патриархат решал в пользу заявителя, в некоторых других случаях он выносил решение против него, то есть соглашался с решением органа церковной власти, в ведомстве которой находился истец, и в определенных случаях Патриархат уклонялся от принятия решения.
В 1663 году, например, на Константинопольском Соборе, который проходил с участием всех Восточных Патриархов, и был собран для рассмотрения вопросов богословского, литургического и канонического содержания, поднятых Московским Патриархатом, был рассмотрен, среди прочего, и вопрос «эклита». Московская Церковь подняла тогда вопрос о том, принадлежит ли Патриаршему Престолу Константинополя право суда относительно других Церквей, и им ли выносится окончательное решение относительно какого-либо церковного дела. Восточные Патриархи письменно выразили определение Православной Церкви по вопросу об «эклите». В ответном послании, который был отправлен Русской Церкви, и который в силу его важности был назван «Томосом», ими единодушно утверждается, что «вопросы всех Церквей для конечного судебного разбирательства подаются в Константинополь и им принимается окончательное решение». Именно это было сделано и сейчас. Вселенский Патриархат применил свое каноническое право, изучил соответственные обращения Филарета и Макария и нашел, что на благо Церкви и украинского народа, поскольку отсутствуют догматические различия, должно восстановить в сане епископов, подвергнутых наказанию.
- Вызвало ли это решение Вселенского Патриархата возражения во время проведения Синода или оно было единодушным?
- Святейший Патриарх Варфоломей не принимает быстрых и поверхностных решений. Хотя это решение было принято на последнем Синоде, Вселенский Патриархат в течение многих лет изучал данные вопросы. Достаточно принять во внимание, что Филарет подал Святейшему Патриарху Варфоломею шесть апелляций «эклита». Также несколько лет назад была создана совместная комиссия из иерархов Вселенского Патриархата и иерархов Русской церкви для изучения церковного раскола в Украине. К сожалению, Московская церковь необоснованно прервала работу этой комиссии, и с тех пор ответственна за то, что не принимались никакие усилия к решению этой проблемы. Однако, в понимании Иерархов нашей Патриархии, созрела необходимость рассмотрения апелляции «эклита» Филарета. Патриарх Варфоломей вынес его на рассмотрение Синода в нужное время. Не только не возникло никаких возражений, но наоборот, – с большой решимостью и участием было принято единодушное решение.
- Оказалось, что в случае Украины анафема была использована как средство (инструмент) более для политических целей, чем для религиозных. Как вы прокомментируете тот факт, что каноны используются одним братом против другого?
Священные каноны существуют не для наказания, а для спасения
- Я хочу сказать вам прежде всего, что Священные каноны существуют не для наказания, а для спасения. Мы используем правила не как инструмент для укрепления наших позиций, но в целях осуществления праведной миссии Церкви и на дело проповеди Христовой. Кроме того, церковный опыт показывает нам, что в великих церковных проблемах мы не должны быть поспешны в наказании или в отмщении. Мы ждем и пребываем в молитвах. Вселенский Патриархат обладает огромным опытом применения Священных Канонов. Посмотрите, как он поступил, когда Московская Митрополия в 1448 году избрала митрополита без благословения Константинополя. По существу, Москва была отрезана от материнской Церкви. Разрыв произошёл в 1459 году с решением Поместного Синода России, которое определяло, что избрание Митрополита Московского будет осуществляться Поместным Синодом, а не Константинополем.
Этот поступок экклезиологически не сильно отличается от того, что совершил Филарет. Смотрите, однако, как Вселенский Патриархат отнесся к этому вопросу, и как Московский Патриархат. Если бы тогда Константинопольская Церковь стала наказывать, отлучать и анафематствовать, мы не добились бы каноничности и единства, что с торжеством было достигнуто в 1589 году, когда Святейшим Патриархом Константинопольским Иеремией Московская Метрополия была провозглашена Патриархатом.
Священные каноны – это не средства или инструменты власти или силы, но инструменты жертвенности
И, чтобы вы не думали, что я имею в виду только Московский Патриархат, хочу сказать вам, что то же самое произошло и в случае с Автокефальной церковью Греции. Когда она отделилась от Вселенского Патриархата, никаких санкций не было. То же самое было и в случае с Болгарской церковью. Тогда наш Патриархат не спешил наказывать и, как я думаю, поступил мудро. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я считаю, что священные Каноны – это не средства или инструменты власти или силы, как вы сказали, но инструменты жертвенности. Мы не должны забывать, к слову, что это великое дело, когда ты можешь наказать кого-то и не делаешь этого. Даешь второй шанс и ожидаешь с молитвой. Вселенский Патриархат продемонстрировал, что он действует именно так, – с рассудительностью.
- Из официального сообщения Синода мы узнали, что решение об Украинской Автокефалии принято, но еще не дарован Томос. Существуют ли какие-либо существенные или процедурные различия в этом отношении?
- Действительно, решение об автокефалии Украины принято. Это было сложнее всего. Томос – второй шаг, и это не так трудно. Томос – это завершение данного решения, иным словом – «засвидетельствование». В нужное время и Томос будет предоставлен. Патриарх Варфоломей ведет дело и сделает все в свое время.
- В официальном сообщении говорилось о Ставропигии. Что именно это означает? Может быть, с помощью ее Вселенский Патриархат желает создать монашескую общину, которая будет представлять Константинополь в Украине?
- Никакие формы оказания давления или властительства не будут применены со стороны Константинополя в отношении Автокефальной Украинской Церкви, как и нет вмешательства с нашей стороны во внутреннюю жизнь других Автокефальных церквей. За исключением тех случаев, когда возникающие вопросы выходят за рамки компетенции Поместной церкви. Лишь в этих случаях Константинополь, как Первенствующая Церковь, на основе прав, обусловленных священными канонами, решает возникающие проблемы. Ставропигия будет независимым от Автокефальной церкви Украины органом. Кроме того, в Украине, как вы знаете, было много патриарших Ставропигий, которые имели прямое подчинение Константинополю. Таким образом, речь идет не о вмешательстве во внутреннюю или административную деятельность Поместной Церкви, а о возрождении старой традиции, – быть представительством Константинопольской Материнской Церкви на благословенной украинской земле.
- Насколько отличается церковная ситуация в Украине от исторической ситуации в других Церквях, в которой они находились прежде, чем получили Томос их автокефалии? И как эта ситуация изменится после предоставления Томоса, опять же по сравнению с другими церквями?
- Каждая Поместная церковь прошла свой собственный путь к получению своей Автокефалии от Константинопольской Матери-Церкви. В некоторых случаях были такие-же сложности, как и в Украине, и опять же, некоторые из этих сложностей были особенными и единичными. Общим признаком, который наблюдается при создании почти всех новых Церквей, является то, что всегда бывает обращение, с давлением или без, со стороны политической власти, будь то царь, князь, император или премьер-министр.
Уже сейчас, с недавним решением Вселенского Патриархата, мы видим врачевание двух ситуаций по расколу. Некоторые говорят о легализации раскола, однако на самом деле речь идет о решении проблемы раскола в соответствии с примерами деяний Вселенских Соборов. Одно дело – это решение проблемы раскола и совсем другое дело – легализация. Мы бы узаконили раскол, если бы сказали Филарету и Макарию: «Идите в Православную Церковь и мы признаем вас как патриархов и архиепископов». Но было не так. Вселенский Патриархат поступил в согласии с Канонами и церковным правом. Не по политическим мотивам, но со святой мудростью. Результаты, как мы видим, таковы: Патриарху Варфоломею и Синоду удалось объединить две раскольнические группы, восстановить их в каноничности без запросов со стороны этих организаций относительно должностей и почестей. Это немало. Москва неоднократно пыталась решить эту задачу в прошлом, но ей это не удалось.
Я лично пережил недавние события в непосредственной близости к патриарху, и являюсь свидетелем огромных его отеческих усилий
Итак, это то, что сделано сейчас. Проходя свой путь, Поместная Автокефальная Церковь возмужает и окрепнет. Константинопольская Церковь, опять же, будет рядом и будет ее поддерживать, если это потребуется, и если к ней обратятся. Я уверен, что в начале встретятся трудности, но в конце концов мы убедимся в том, что всем движет добрая воля. Я уверен, что и другие Церкви со временем признают Автокефальную Церковь Украины.
- Есть ли у иерархов Константинополя готовность принять новую Украинскую Церковь? Эта готовность продиктована чувствами любви и братолюбия или чувством долга?
Украинцы должны испытывать большую благодарность к патриарху Варфоломею
- Прежде всего, есть инициатива Патриарха Варфоломея, и это главное. Украинский народ должен испытывать большую благодарность этому человеку. Позвольте мне признаться, что я говорю, очень хорошо зная это, так как я лично пережил недавние события в непосредственной близости к патриарху, и являюсь свидетелем огромных его отеческих усилий ко врачеванию этой раны. И он смог это совершить. Я верю, что все иерархи Вселенского Трона единодушны в данном вопросе. Мы видим большое воодушевление и большое участие в отношении последних событий. Хочу верить, что и Митрополит Онуфрий, и его иерархи с мудростью отнесутся к новым изменениям. Когда есть любовь и добрая воля, тогда все проблемы решаются. И они решатся. Процесс будет продолжаться, и, в конце концов, я думаю, все придут к миру и спокойствию.
- Ваше Преосвященство, как вы можете прокомментировать решения, принятые Москвой относительно полного прекращения общения с Константинополем?
- Я не хочу судить решения Церквей или заявления их Предстоятелей. Я не согласен с тем, что происходит, с тем, что некоторые совершают личные нападки даже в отношении Вселенского Патриарха. Мне не нравится эта тактика, и нам, как иерархам Православной Церкви, не делает это чести. Когда мы хотим что-либо сказать, следует правильно применять наши церковные и канонические постулаты. Духовенство и народ все понимают и судят. Я ни в коем случае не недооцениваю интеллект или рассудительность читателей. Поэтому я не буду судить тех, кто говорит, что Патриарх Варфоломей и Синод вопреки Канонам приняли решение о восстановлении Филарета и Макария. Я ранее приводил правила Священных Канонов, которые дают такое право Константинополю. Этого вполне достаточно, и каждый вправе делать свои заключения. Что касается решения Московской Церкви, я не могу сказать, что мне оно по душе. Думаю, этим решением недовольны все. Но, раз они решили идти таким образом, я уважаю их решение. Возношу мои молитвы и надеюсь на то, что проблемы позже будут преодолены и восстановится евхаристическое общение в Иисусе Христе.
Прошу украинский народ быть единым и никогда не забывать о благодеянии Великой Константинопольской Церкви
- Ваше Преосвященство, большое вам спасибо за вашу любовь и ваше время. То, что вы нам сказали, было очень назидательно. Возможно, вы желаете напоследок сказать что-то нашим читателям?
- Я прошу украинский народ быть единым. Сохранять прекрасные украинские традиции и обычаи. Любить нашего Святейшего Патриарха и молиться о нем. Молиться о том, чтобы не рождались ненависть и злоба между людьми, но чтоб воцарились любовь и мир. Прошу украинский народ никогда не забывать о благодеянии Великой Константинопольской Церкви.
И благодарю вас за ваше терпение.
Ольга Будник, Лана Самохвалова, Стамбул-Киев
Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/73119/