"Деловая столица", 10 февраля 2018
Центр информации УПЦ МП инициировал в "Фейсбуке" флешмоб под хэштегом #УПЦ_це_я. Для этого была разработана рамка с силуэтом Киево-Печерской лавры, которую участникам предлагали наложить на свой аватар. В течение двух дней флешмоб собрал четыре тысячи участников — верующих и священнослужителей УПЦ МП, а также представителей зарубежья и других православных церквей, которые таким образом "демонстрируют поддержку Украинской православной церкви", — сообщает официальный сайт УПЦ МП. Также отмечается, что "верующие благодарят за возможность заявить о своей принадлежности к канонической церкви и отстоять свои взгляды в случае возможных дискуссий в сети интернет".
В общем, здесь все прекрасно — и "поддержка и энтузиазм..." (не миллионов, правда, а нескольких тысяч), и благодарность от трудящихся масс "за предоставленную возможность", и солидарность всего прогрессивного человечества. И аватарка такая "говорящая" — не универсальные евангельские сюжеты, а силуэт твердыни, оплота и даже, пожалуй, символа "канонического православия" в Украине.
И это, конечно, правильно: верующие демонстрируют не принадлежность к какому-то безродно-космополитичному христианству, а именно к "канонической церкви". К церкви, а не к вере — и это очень характерная и, пожалуй, самая интересная черта как конкретного флешмоба, так и нашей постсоветской религиозности в целом: принципиальная принадлежность к церковной структуре, привязанной к "канонической территории" и центру, расположенному в одной из столиц, а не к духовной общности, во главе которой Христос, Бог Живой. Четкий ответ на вопрос "чьих будешь?" — на земле, а не на небеси. Что дает возможность говорить об украинском (и вообще постсоветском) православии в большей мере как о карго-культе, чем о христианстве.
Со стороны инициаторов акции — Киевской митрополии — все совершенно прозрачно. Это бесплатная пиар-акция. Если можно запустить вирус стихийной солидарности вокруг жертв терактов и секшуал харрасмента, почему нельзя "инфицировать" сеть солидарностью с "канонической церковью"? И "развенчать" миф про то, что УПЦ — "московская церковь". Вот ведь, пожалуйста, украинские граждане цепляют на грудь аватарке лаврский значок. Украинская, стало быть, церковь. Нечего тут мифоложествовать.
Но что-то пошло не так — пиар-акция оказалась неэффективной. "Урожай" в четыре тысячи "жесуистов" и "митушек" за двое суток для церкви, которая позиционирует себя как "самая большая церковь в Укарине", неубедительный. Да и тот факт, что "значок УПЦ МП" цепляют себе на грудь именно граждане Украины, ни о чем не говорит. Российские аквафреши в Донецке и Луганске вывешивали не только засланные казачки, но и украинские граждане. И Путина призывали защитить себя от "киевской хунты" тоже преимущественно люди с украинскими паспортами.
Так что "же суи" от УПЦ МП можно истолковать и превратно — как предупреждение о возможном "внутреннем Донбассе", если вдруг украинское руководство вздумает принять какие-то меры в отношении "церкви с зарубежным центром".
Власти предъявляют "канонических украинцев", тем самым намекая, что любые меры против УПЦ МП будут "войной против собственного народа". Аватарки с лаврой — те самые "женщины и дети", за спинами которых "будем стоять мы". Те потенциальные "мученики", которыми мы будем козырять на международных собраниях и в западных СМИ. Те самые "жертвы", на которых посягает власть. Только за то, что они хотят принадлежать к "канонической церкви"!
Только мне одной это напоминает ОРДЛО, в котором тоже "просто хотели говорить на русском"? Чему, напомню, никто не мешал. Точно так же, как никто не мешает исповедовать "каноническое православие". Между поводом и причиной иногда простирается пропасть. Но есть люди с особым талантом не замечать, что дело не в языке и не в исповедании. А в чистой политике, стоящей за этими значками и аватарками, как войска за спинами женщин и детей.
Флешмоб, впрочем, изначально был обречен на "камерность". Ошибка Центра информации с точки зрения маркетинга — "детская": промахнулись в оценке целевой аудитории.
Чтобы запустить вирусный маркетинг в сеть и иметь успех, нужно попасть в резонанс с аудиторией и ее чаяниями. "Же суи УПЦ МП" не попало и не могло попасть. Во-первых, потому, что все "же суи" так или иначе были проявлениями стихийной солидарности, а не "я-волем" на отмашку начальства. Во-вторых, потому, что флешмоб — метод, популярный в кругах либерально настроенной интернет-публики. Которая может быть "же суи" с чем угодно, но с консервативными церковными структурами — в последнюю очередь.
На крестный ход или молитвенное стояние УПЦ МП могло бы собрать — и собирало — куда больше народу, чем на "фейсбучный" флешмоб. Потому что бабушки в ФБ не зависают. А те небабушки, которые зависают, зачастую не спешат принимать участие в гибридных акциях и вообще предпочитают дистанцироваться от политики руководства конфессии. Это верующие люди, которые придут на крестный ход или молебен, потому что это христианская акция. А "же суи" — откровенно политический акт — не находит у них массовой поддержки. Это как раз та часть верных УПЦ МП, которых политика в церкви раздражает, а не вдохновляет на солидарность.
Вопрос солидарности для постсоветского украинского христианства весьма болезненный и неоднозначный. Здесь так много неловких моментов, на которые приходится закрывать глаза, что иногда сам себе кажешься слепым. Выход из положения — солидарность в малых группах. В приходах во главе с приличными священниками, в ассоциациях с отдельными архиереями. А все прочее — поминание за службой "патриарха и отца нашего Кирилла", освящение знамен "Русской православной армии", участие украинских архиереев в московских парадах — вытесняется прочь, в слепое пятно. Всегда можно успокоить себя тем, что это "политика", которая отношения ко Христу не имеет. И это, безусловно, модус операнди. Но что он напрочь исключает — это возможность солидарности на уровне целой конфессии. Потому что с кем солидаризироваться приличному человеку? С теми, кто младенца "не там крещеного" отказывается отпевать?
В этом и проблема солидарности, и путь выхода из нее. Если ставить во главу угла конфессиональную принадлежность и делать ее "центром притяжения", выходит пшик, как в случае с нынешним упецешным "же суи". Потому что в рамках этой конфессии многим ее прихожанам становится несколько неловко — они бы предпочли оставаться христианами и солидаризироваться с "двумя или тремя, собравшимися во Имя Его".
Наше "официальное" — то есть конфессиональное — православие насквозь политическое, потому что само понятие "конфессии" предполагает разделение и неизбежно конфликт, когда конфессии встречаются на одной "канонической территории".
Принципиальная конфессиональность украинского православия сродни делению на политические партии. Поэтому нет смысла жаловаться на то, что церковный вопрос политизируют. Конфессиональность — это и есть политика. Пока люди ходят в церковь, принадлежат общине, собираются на общие молебны и крестные ходы — это религия и церковная жизнь. Но когда они начинают принадлежать не просто к церкви, а к "канонической конфессии", когда возникают "безблагодатные раскольники", когда начинается дележка "канонической территории" и освящение флагов воюющих армий (неважно, какого цвета) — это, простите, не имеет отношения к христианству. Это чистая политика. И именно по политическим счетам здесь приходится платить. А любая попытка перевести разговор в область "же суи", прикрыться "энтузиазмом миллионов" — подмена понятий или, если хотите, гибридность. Тот самый случай, когда за спинами женщин и детей маячат крепкие, вооруженные до зубов фигуры.
Как мы дошли до жизни такой, что люди посягают на храм, искренне недоумевает на своем ФБ-аккаунте один уважаемый киевский священник, имея в виду скандал вокруг Десятинной церкви. Действительно, как? Не XX же век. Не большевизм-атеизм. Культурный город вокруг, приличные люди, а поди ж ты: кресты пилят, часовни поджигают... Ответов — и вообще, и по поводу конкретного культового МАФа — несколько. Но здесь приведу только один: так, наверное, бывает всегда, когда, вместо того чтобы "миссионерить" и "катхизить", церковь строит, а вместо того чтобы бороться за души с лукавым, она борется за "каноническую территорию" с конкурентами. Когда нет "церкви" — есть "конфессия". Когда духовная жизнь — только ширма, за которой обтяпываются политические (да и экономические тоже) сделки. Поэтому само слово "храм" в данном случае вообще неуместно — только "культовое сооружение". Которое может быть храмом или стать храмом, а может так и остаться МАФом.
Называть любое культовое сооружение по умолчанию храмом" — характерный признак карго-культа. То же касается рамки на аватарку от Центра информации УПЦ МП. На ней КПЛ — твердыня и оплот "канонического православия", а не евангельский сюжет. Это все, что вам нужно знать о "же суи" от Киевской митрополии.
Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/70232/