Пост для Православного христианина
Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) Церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только сухоядение - хлеб, вода и фрукты, вареные овощи, компот. В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течении всего года.
Среда и пятница установлены в знак того, что Христос в среду был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (период между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и тогда, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Сплошные седмицы (по церковно - славянски седмицей называется неделя - дни с воскресенья по понедельник) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки с 7 по 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и Фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим Постом (разрешается вкушать всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом)
Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) - 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержанного жития Великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческаго. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.
Многодневные посты:
1. Великий пост или Святая Четыредесятница
2. Петров пост
3. Успенский пост - с 14 по 28 августа.
4. Рождественский пост - с 28 ноября по 6 января.
Общие правила
1. Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому вышеизложенные правила соблюдения постов каждый должен соизмерять со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.
2. Пост - аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течении всего года.
3. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословение на соблюдение поста.
4. Больным нужно посоветоваться с врачем. Беременным женщинам необходимо очень осторожно относиться к совершению поста. Послабление в посте дается малолетним детям и путешествующим.
5. Разговляются (начинают принимать скоромную пищу) после длительных постов в день праздника, после Божественной литургии. Разговляться после многодневных постов нужно постепенно.
6. Существуют пять степеней строгости поста:
- вкушение рыбы;
- горячая пища с маслом (растительным);
- сухоядение;
- сыроядение (т.е. сырые овощи и фрукты, вода);
- полное воздержание от пищи.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В Православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
7. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощения обид, с воздержанием в супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Пост для Православного христианина
О постах Православной Церкви