Время и различие поста
Святые пребывали в непрестанных подвигах поста и молитвы, - постоянно стояли на духовной страже за собою. Но нас, немощных членов своих, Церковь временно поставляет на эту стражу. Как воин, стоя на страже, ни ест, ни пьет, бдительно наблюдая за своим постом, так и мы, преимущественно во дни поста, назначеннаго Церковью, непременно должны отказаться от излишества и роскоши в пище, питии и вообще в удовольствиях для плоти, бдительно наблюдая за собою, охраняя и очищая себя от греха. И как воин не всегда стоит на страже и, оставляя ее, пользуется большею свободою, нежели в часы стражи, так и мы, духовные воины Иисуса Христа, не всегда держим строгий пост, но особенно в назначенные Церковью дни, по прошествии которых нам дозволяется большая христианская ослаба жизни. Так как время и правила поста определяет Церковь, сообразно с указаниями слова Божия, посему заповедь Божия о посте есть и заповедь Церкви.
Время для ежедневного принятия пищи в постные дни, по древнему обычаю, назначается позднее обыкновенного, большею частью вечернее. Этот обычай есть и священный и естественно проистекающий из обязаности и усердия поститься. До вечара постились в ветхозаветной Церкви (Суд. 20. 26; 2 Царств. 1, 12; 3, 35). Хранить ежедневное пощение до вечера также и Церковь Христианская издревле доселе предает нам. Об этом Апостольском обыкновении свидетельствуют Тертулиан, писатель 2 в., и 3 века Евсевий, св. Епифаний Кипрский, 4 века и многие другие писатели Церкви.
Иные из православных постов постоянно бывают в одни и те же числа месяца, а другие - в разные числа; поэтому православные посты можно разделить на преходящие и непреходящие. Иногда Церковь поставляет нас на духовную стражу за собою продолжительнейшую - многодневную, иногда же краткую - только однодневную; посему посты Православной Церкви могут быть разделены на многодневные и однодневные.
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.
Время и различие поста