Образец и значение поста
Высокий образец поста явлен нам Иисусом Христом и Апостолами; они постились сами и своим примером показали значение поста, который по указанию их в собственном смысле есть воздержание от пищи, согласно внушениям слова Божия и Церкви. Впрочем, пост не есть обыкновенное воздержание, предписываемое правилами благоразумия; он есть воздержание высшее и священное: где пост, там и воздержание, но не всегда там пост, где воздержание. Воздержание обыкновенно служит к сохранению телесного здоровья и приличия, а пост - к благочестию и спасению. Воздержание естественное потребно всегда, пост бывает временно. Первое есть правило благоразумия, последний есть заповедь Божия и св. Церкви. Свойство обыкновенного воздержания - всегдашняя во всяком роде пищи умеренность, принадлежность поста - количество, качество и время в принятии пищи, дозволенной Церковью. Пост, как говорится в Уставе церковном, определяется мерою, правилом и временем, и по строгости своей бывает различен. Он состоит или в совершенном неядении, напр. в продолжении трех (Деян. 9, 9) или более дней (Матф. 4, 2), в чем полагается строжащий пост; или в сухоядении, состоящим в ядении только хлеба, воды, сухих овощей и тому подобнаго; или в ядении сварения с елеем и без елея, по обстоятельствам; или наконец в ядении рыбы. Итак, пост в Церкви Православной имеет четыре главных степени и ядение рыбы составляет последнюю и легчайшую степень пощения.
По указанию Иисуса Христа и СВ. Апостолов, пост телесный непременно требует и духовного, который должен быть всегда, но особенно при воздержании телесном. Господь и Апостолы всегда соединяли свой пост с духовным - с удалением от мира и с молитвою, и учили соединять пост пост телесный с духовным (Матф. 17, 21; 1 Коринф. 11, 27). Таким образом и св. Церковь с постом телесным всегда требует от нас и поста духовнаго, - молитвы и прочих дел христианской любви, хотя и всегда потребных, но преимущественно во дни постные. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, Церковь взывает к нам словами пророка Исаии (48, 6 - 7), разрешим всякий союз направды: всякое писание, неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость". "Пост днесь отложение греха да будет ти, душе". В этом союзе поста телесного и духовнаго состоит полный, истинный пост, который возводит постящихся к общению с Господом по телу и душе, тело очищая и освящая строгим воздержанием от пищи и пития, а душу - молитвою и другими добродетелями. Посему ни пост телесный не совершен без духовнаго, ни духовный без телеснаго. Кто постится только телесно, тот немного приобретает для себя (Исаия 1, 14). Но и тот, кто полагается на один духовней пост, много теряет для своего освящения и спасения. По словам Ап. Павла, строгаго подвижника веры и благочестия, невозможно быть сластолюбивым и вместе Боголюбивым (2 Тимоф. 3, 4). Кто хранит пост телесный, по установлению Церкви, тот одним своим смиренным послушанием уставам ея не мало уже приобретает, а отчасти свидетельствует и о посте духовном. Кто же суемудренно и прихотливо нарушает пост телесный, в надежде на один духовный, тому нечем засвидетельствовать поста духовнаго. Нарушать долг послушания Церкви и в этом извиняться своим духовным деланием, значит горделиво взирать на свои дела и по гордости терять оправдание пред Богом (Лук. 18, 14). Гораздо лучше и спасительнее смиренно повиноваться гласу Церкви, в надежде на милосердие Божие, всегда обращенное на смиренных, нежели плотским мудрованием нарушать уставы Церкви, для нас спасительные и понимаемые не мудрованием, а сердцем.
Образец и значение поста
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.