Образец и значение поста

Образец и значение поста

Образец и значение поста

Высокий образец поста явлен нам Иисусом Христом и Апостолами; они постились сами и своим примером показали значение поста, который по указанию их в собственном смысле есть воздержание от пищи, согласно внушениям слова Божия и Церкви. Впрочем, пост не есть обыкновенное воздержание, предписываемое правилами благоразумия; он есть воздержание высшее и священное: где пост, там и воздержание, но не всегда там пост, где воздержание. Воздержание обыкновенно служит к сохранению телесного здоровья и приличия, а пост - к благочестию и спасению. Воздержание естественное потребно всегда, пост бывает временно. Первое есть правило благоразумия, последний есть заповедь Божия и св. Церкви. Свойство обыкновенного воздержания - всегдашняя во всяком роде пищи умеренность, принадлежность поста - количество, качество и время в принятии пищи, дозволенной Церковью. Пост, как говорится в Уставе церковном, определяется мерою, правилом и временем, и по строгости своей бывает различен. Он состоит или в совершенном неядении, напр. в продолжении трех (Деян. 9, 9) или более дней (Матф. 4, 2), в чем полагается строжащий пост; или в сухоядении, состоящим в ядении только хлеба, воды, сухих овощей и тому подобнаго; или в ядении сварения с елеем и без елея, по обстоятельствам; или наконец в ядении рыбы. Итак, пост в Церкви Православной имеет четыре главных степени и ядение рыбы составляет последнюю и легчайшую степень пощения.

По указанию Иисуса Христа и СВ. Апостолов, пост телесный непременно требует и духовного, который должен быть всегда, но особенно при воздержании телесном. Господь и Апостолы всегда соединяли свой пост с духовным - с удалением от мира и с молитвою, и учили соединять пост пост телесный с духовным (Матф. 17, 21; 1 Коринф. 11, 27). Таким образом и св. Церковь с постом телесным всегда требует от нас и поста духовнаго, - молитвы и прочих дел христианской любви, хотя и всегда потребных, но преимущественно во дни постные. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, Церковь взывает к нам словами пророка Исаии (48, 6 - 7), разрешим всякий союз направды: всякое писание, неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость". "Пост днесь отложение греха да будет ти, душе". В этом союзе поста телесного и духовнаго состоит полный, истинный пост, который возводит постящихся к общению с Господом по телу и душе, тело очищая и освящая строгим воздержанием от пищи и пития, а душу - молитвою и другими добродетелями. Посему ни пост телесный не совершен без духовнаго, ни духовный без телеснаго. Кто постится только телесно, тот немного приобретает для себя (Исаия 1, 14). Но и тот, кто полагается на один духовней пост, много теряет для своего освящения и спасения. По словам Ап. Павла, строгаго подвижника веры и благочестия, невозможно быть сластолюбивым и вместе Боголюбивым (2 Тимоф. 3, 4). Кто хранит пост телесный, по установлению Церкви, тот одним своим смиренным послушанием уставам ея не мало уже приобретает, а отчасти свидетельствует и о посте духовном. Кто же суемудренно и прихотливо нарушает пост телесный, в надежде на один духовный, тому нечем засвидетельствовать поста духовнаго. Нарушать долг послушания Церкви и в этом извиняться своим духовным деланием, значит горделиво взирать на свои дела и по гордости терять оправдание пред Богом (Лук. 18, 14). Гораздо лучше и спасительнее смиренно повиноваться гласу Церкви, в надежде на милосердие Божие, всегда обращенное на смиренных, нежели плотским мудрованием нарушать уставы Церкви, для нас спасительные и понимаемые не мудрованием, а сердцем.

Образец и значение поста
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.

Следующая новость
Предыдущая новость

Мобильные бетонные заводы Будівельна компанія «AVILA» Печное отопление для дома или дачи Матрасы для детей Написание курсовой и отчету по практике

Публикации