Важность поста и древность поста

Важность поста и древность поста

Важность поста и древность поста
Пост начался из послушания и благоговения к Богу в первобытной и ветхозаветной Церкви Божией. Принимая пост в смысле более пространном, можно сказать, что он начался от самого создания человека. Ибо Творец первоначально благословил ему употреблять в пищу древесные плоды и растения (Быт. 1, 29). После потопа уже, при благословении нового бытия мира и обещаний от Бога не поразити более всякую плоть живущую, за дела человеческия, Бог благословил человеку употреблять в снедь и всякое движущееся, еже есть живо (Быт. 8, 21; 9, 3). Яснее начало поста указаны во дни Моисея, который, беседуя с Богом на горе Синай, четыредесять дней и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи (Исход. 34, 28).

Пост содержим был в ветхозаветной Церкви во все ремена, и во дни Моисея и во времена Судей (Суд. 20, 26) и царей (1 Царст. 7, 6), и после плена Вавилонского (1 Ездр. 8, 21).

В Ветхом Завете пост был и чрезвычайный и всенародный, и частный. Сорокадневный пост Моисея и Илии по непосредственному велению Божию можно назватьчрезвычайным.

Всенародный пост был тот, который соблюдаем был всем народом Божиим по установлению закона ежегодно в определенные Богом и Церковью дни (Захар. 8, 19), в кои и доселе Иудеи постятся, напр., в праздник очищения или умилостивления - в десятый день седьмого месяца Тисри, соответствующаго сентябрю, - в такое время года, в которое поспевшие плоды земные, повидимому, призывали народ не к посту, а к наслаждению. Сам Бог называл день этого поста нарочитым, святым, и заповедал хранить его законно вечно, в роды родов (Исход. 30, 10; Числ. 29, 7). И будет сие вам законное вечное, - говорил Господь об очищении: в месяц седьмый, в десятый день месяца покорите души ваша: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господом (Левит. 21, 29 - 30). Этот пост продолжался сутки; с вечера девятого дня до вечера десятого весь народ обязан был воздерживаться от всякой пищи.

Кроме того, всенародный пост был у Евреев 10 день десятого месяца (декабря) в память обложения Иерусалима при Седекии Навуходоносором (Иерем. 39, 1; LII, 4; 4 Царств. 25, 1); в 9 день четвертаго месяца Фаммуза (июня), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв (Иерем. 39, 2. LII, 6 - 7); в 10 день пятого месяца Ава (июля), по причине сожжения храма и окончательнаго разрушения Иерусалима Навузарданом (Иерем. L и LII); в 3 день седьмого месяца ради убиения Гедалии и Годолии (4 Царств. 25, 25; Иерем. XLI) и в 13 день 12 месяца, в память поста Есфири (9, 30), и проч.

Частный пост в Ветхом Завете налагали на себя временно, при известных обстоятельствах, по особенному благоговению и добровольному усердию к Богу, и некоторые благочестивые люди и целые общества. Так, в несчастную междоусобную войну Израильтян с коленом Вениаминовым, Израильтяне постились в Вефиле целый день (Суд. 20, 26). По возвращении кивота Господня из плена иноплеменников, все Израильтяне, по совету Самуила, постились также целый день (1 Царст. 7, 6). По погребении Ионафана и Саула, падших на горе Гелвуе в несчастной битве с иноплеменниками, Израильтяне постились семь дней (1 Царств. 31, 13). Царь Давид по случаю убиения Авенира постился целый день (2 Царст. 3, 35), и прочие (Псал. 34, 13; Лук. 2, 37).

Пост сохраняли не только члены Цркви ветхозаветной, но даже и язычники, напр. Ниневитяне по внушению пророка Ионы (Ион. 3).

Подобно Церкви Божией ветхозаветной и Церковь христианская от самого начала своего освятила пост, который примером и учением Самого Совершителя веры - Иисуса Христа и св. Его учеников и Апостолов, вместе с прочими средствами ко спасению, положен в основание здания Церкви Божией. Иисус Христос сам постился 40 дней, и во время своей спасительной проповеди Евангелия заповедал: егда поститеся, не будите якоже лицемери. Ты же постяся, помажи главу твою, и лице твое умый (Матф. 6, 16 - 17). Приидут дние, егда отимется от них Жених, и тогда постятся (Матф. 9, 15). Сей род ничем же может изыти, токмо молитвою и постом (Матф. 17, 21). По примеру и наставлению Иисуса Христа Апостолы и ученики Его и сами также постились (Деян. 13, 2; 14, 23; 2 Коринф. 6, 5; 11, 27) и заповедали верующим посты (1 Коринф. 7, 5), которые Церковь Православная непрерывно доселе сохраняет.

Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.
Важность и древность поста

Следующая новость
Предыдущая новость

Полиграфические услуги в Алматы – быстро, качественно, недорого Игровой портал для избранных - слоты для настоящих победителей Основные преимущества проверки на полиграфе Громаду Жовкви сколихнула неповага церкви УПЦ до загиблого в АТО бійця Преимущества покупки полотенец из микрофибры

Публикации