Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима Остапенко
Ежегодно по апостольской традиции Святая Церковь вступает в дни Великого Поста - Святой Четыредесятницы. В течении трёх недель Церковь готовит нас к великопостному труду. В храмах Божиих в эти дни читаются замечательные притчи Господа, показующие нам высокую благодать смирения и пагубность гордыни и тщеславия.
Св. Церковь перед началом Великого поста, призывает всех к примирению, даже ожесточённо враждующих зовёт к миру и любви. Для этого Церковь предлагает прекрасную возможность. Она широко известна в народе, но для многих не до конца понятен ее подлинный смысл. Это - сыропустная седмица, или масленица. В дни масленицы, мы призваны не к разгулу и пьянству, а к тому, чтобы посетить всех наших родных, близких и знакомых, и испросить у всех прощения. Без взаимного прощения невозможно начать великое дело очищения своей души от греховной порчи. Завершается масленица Прощеным Воскресением. Это один из самых проникновенных и любимых для верующих дней в церковном календаре.
Установление поста - Божие установление. Первая заповедь, данная Богом человечеству, - заповедь о посте. Она была необходимой для наших Прародителей, и дана людям ещё в раю, до грехопадения. Тем нужнее она для нас после отпадения от Бога. Заповедь о посте дана в раю, повторена в Евангелии, освящена и заповедана Святыми Апостолами в Православной Церкви. Подвиг поста не принадлежит исключительно телу. Он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца. "Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пьянством". (Лк. 21:34). В этих словах Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос указал нам на последствия от излишнего употребления пищи и пития, последствия страшные и душегубительные. От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце, ум лишается своей лёгкости и духовности, человек делается плотским.
Что значит плотской человек? Именем плотского отмечает Священное Писание того несчастного человека, который пригвождён к земле, земному. "Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть", (Быт.6:3) - засвидетельствовал Сам Бог. Плотской человек не способен к Богопочитанию, "и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего". (Втор. 32, 15). В такое печальное состояние приходит человек, когда исключит из своей жизни подвиг поста. Дебелость и мгла от обилия и неразборчивости в пище мало-помалу сообщаются телом сердцу и сердцем уму. Тогда эти душевные очи - сердце и ум, притупляются, Вечность скрывается от них, земная жизнь представляется для повреждённого и болезненного духовного зрения бесконечной. Земное странствование направляется соответственно понятиям и чувствованиям человека, и злосчастный и слепотствующий странник вместе с отверженным "древним" змеем на чреве ходит, и землю (прах) ест все дни жизни своей. "И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей". (Быт. 3, 14). Нарушение, не соблюдение поста угрожает человеку отпадением от Христа. Заповедь о посте даже в раю сохраняла Первозданного человека, Адама, состоящего из двух естеств, телесного и духовного, в духовном состоянии. Тем нужнее заповедь о посте нам, отпадшим от Бога людям. Пристрастие к земному праху, к кратковременной жизни, к её сладострастиям и порокам, к её великому и славному, сама наклонность ко греху и злу сделались свойственными нашему падшему человеческому естеству. Этот недуг греха и порока проникает в плоть человека и человечества. Семейные раздоры и конфликты на работе, гордыня и желание славы, неприятие чужих достоинств и злое осуждение, нетерпимость к иному мнению, межрелигиозные противостояния, межнациональная рознь, всё это дела плотского человека, не знающего Бога и Его Заповеди о истинном посте. Мы пригвождены к земле, праху земному, прилеплены к ней всей душой, а не только телом, сделались совершенно плотскими, лишены духовного ощущения и зрения, не способны к помышлениям небесным. Только при помощи поста мы можем отторгнуться от земли! Только при помощи поста мы можем противостоять увлекательной силе земных наслаждений, а отсюда всякого рода вражде и злобе! Если все предметы вещественного мира, освещенные лучами солнца, сияют его сиянием, то как не просветиться нашему духу, когда он, свергнув, при помощи поста, грубую завесу плотяности, предстанет непосредственно Солнцу Правды - Богу?
Дух просвещается! Духовные воины, православные христиане, свято содержащие заповедь Христову о посте, одерживают победу над плотью. Но даже победив, "внемлите себе". Надо тщательно хранить при себе оружие, которым добыта победа! А победа обретается и сохраняется одним и тем же оружием - постом. Святые Отцы Церкви Христовой нарекли пост основанием всех добродетелей. Постом сохраняется в чистоте и трезвенности наш ум и наше сердце. Тот, кто колеблет основание добродетелей, отвергая пост, колеблет и всё здание, всю истинность Христовой истины.
Дорогие мои братья и сестры! Поздравляю всех вас с началом Великого Поста! Будем совершать святой пост с усердием и тщанием. Помните, лишения, которым по видимому подвергается наше тело по уставу поста, ничтожны пред душевною пользою, которую способен принести пост. Отрешим посредством поста наши тела от роскошной и тучной трапезы, а сердце от земли и тления, от той глубокой и пагубной забывчивости, которой мы отделяем себя от предстоящей нам и готовой объять нас Вечности.
Божие благословение да пребывает с вами!
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима Остапенко
Слово Архиепископа Зосимы о Великом Посте