Иерей Вадим Леонов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! Во второй воскресный день Великого Поста Церковь прославляет великого угодника Божия святителя Григория Паламу. Он именуется великим столпом Православия и проповедником Божественного света. Святитель Григорий жил в 14-м веке. Его родители были благочестивыми людьми знатного рода. Отец занимал большую должность при дворе, но при этом был и делателем молитвы и в конце жизни принял монашество. Сам Григорий получил прекрасное образование, но не удовлетворился этим. Ему открывалась перспектива выдающейся государственной карьеры, но он всем этим пренебрег и ушел на Афон, чтобы постигать науку из наук – тайну спасения души. Он пробыл там много лет и только по вразумлению Божьему вышел на общественное служение. Однажды на молитве он увидел видение, что в руках его кувшин с молоком, которое переливалось через край и текло по его рукам на землю. Затем это молоко превратилось в благоуханное вино. Явился ангел и сказал ему, что теперь он должен иным образом послужить Церкви и людям. Как потом он понял, молоко – это общественная проповедь, а вино – богословие.
В то время при Византийском дворе появился калабрийский монах Варлаам, человек хорошо образованный внешне, но не познавший сути духовного делания монаха. Узнав об аскетических подвигах монахов-безмолвников и о том, что порой они соединяются с Богом в являемом им Божественном свете, он стал их высмеивать, как безграмотных глупцов, находящихся в глубокой прелести. Он утверждал, что Божественная благодать тварна, а значит, и соприкосновение человека с благодатью ни является единением человека с Богом. Бог запределен миру и никакая тварь не может соединиться с Его природой.
Святитель Григорий встал на защиту аскетического опыта Церкви и вступил в открытую полемику с Варлаамом, ибо он знал не из книг, но из своего личного опыта о чем говорят монахи-исихасты. Он разъяснил, что Бог, запредельный по Своему существу, пронизывает весь мир Своими нетварными божественными действиями-энергиями или благодатью. Монахи во время молитвы очищаются и освящаются этой нетварной благодатью настолько, что способны созерцать ее, как и апостолы на горе Фавор смогли созерцать преображенного Господа. Фаворский свет и нетварная благодать – это одна и та же Божественная энергия или природа Бога.
Для рассмотрения этого вопроса в середине 14-го века собирались поместные церковные соборы, которые полностью подтвердили учение св. Григория как православное, а рассуждения Варлаама осудили как ересь. Это событие стало важной вехой в церковной истории, но для чего именно во время Великого Поста Церковь вспоминает о нем. Неужели нас призывают погрузиться в богословие? И да, и нет одновременно.
Однажды к одному старцу пришел молодой образованный монах, чтобы получить от него назидание, и стал предлагать ему возвышенные богословские вопросы. В ответ старец только молчал. Огорченный монах ушел. По дороге он встретил другого монаха и поделился с ним своим разочарованием. И тот спросил его: «а что ты сказал ему о себе и о своих страстях?». «Ничего», - ответил монах. «Богословие начинается с очищения от греха», - сказал путник и пошел дальше. Монах вернулся к старцу, упал к нему в ноги и сказал: «Отче, меня мучает страсть тщеславия и блуда, помоги мне от них избавиться». Старец поднял голову и произнес: «Вот теперь у нас есть о чем поговорить».
Дорогие братья и сестры! Сегодня нас Церковь тоже призывает приобщиться к богословию, но не в отвлеченном виде, как это имело место у Варлаама, что и привело его к впадению в ересь. А к опытному личному восхождению к Богу, как это явлено в лице святителя Григория Паламы и многих подвижников Православной Церкви. В древности говорили, что если ты молишься, то ты истинный богослов. Поэтому время Великого Поста, время подвижничества и молитвы – есть время истинного личного богопознания и православного богословия по сути. Как будет жалко, если мы его упустим. Ведь благодатный опыт Великого Поста потом согревает человека весь год, утверждает его в вере и истине, делает, по слову апостола Петра «причастником Божеского естества».
Аминь.
Иерей Вадим Леонов
Проповедь во II-ю Неделю Великого Поста. Память свт. Григория Паламы