Иеромонах Серафим Роуз
"На реках Вавилонских, тамо седохом и
плакахом, внегда помянути нам Сиона".
Эти слова великопостного псалма напоминают нам, православным христианам, новому Израилю, о нашем изгнании. Для русских, исторгнутых со Святой Руси, псалом этот имеет особый смысл; но и для всех православных христиан, в равной мере, земная жизнь есть изгнание, а Небо - желанное отечество.
Великий пост установлен для нас Матерью-Церковью как период изгнания, чтобы не ослабла наша память о Сионе, от которого мы уклонились так далеко. Мы заслужили это изгнание, и по грехам нашим остро нуждаемся в нем. Только через скорби изгнания, о коих напоминают нам пост, молитва и покаяние нынешних дней, способны мы сохранить в себе образ Сиона.
"Аще забуду Тебе Иерусалиме..."
Бессильные и беспамятные, мы даже во дни Великого поста живем так, словно Иерусалима никогда и не было. Мы влюблены в наш мир, наш Вавилон; мы соблазнены обилием удовольствий "на земли чуждей" и пренебрегаем службами и поучениями Церкви, напоминающими нам об истинном отечестве. Хуже того, мы любим самих поработителей - ведь грехи держат нас крепче всякой стражи - и служа им, мы тратим драгоценные дни поста, когда следует готовиться ко встрече зари Нового Иерусалима, Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
Еще есть время; нужно только вспомнить, где наш дом, и заплакать о грехах своих, за которые мы изгнаны оттуда. Подумаем над словами преподобного Иоанна Лествичника: "Изгнанничество есть отлучение от всего, с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом. Изгнанник есть любитель и делатель непрестанного плача". Изгнанные некогда из рая, мы не можем иметь надежды на возвращение, не будучи прежде изгнаны из мира.
Этого можно достичь проводя дни в посте, молитве, в удалении от мирских дел, в церковных службах, в слезах покаяния, в приготовлении к великому празднику, завершающему нынешний период изгнания, - и свидетельствуя всем на этой "земли чуждей" о грядущем величайшем празднике, когда Господь возвратит свой народ в Новый вечный Иерусалим, из которого уже нет изгнания.
Иеромонах Серафим Роуз
Великий пост, изгнание наше