Пост в жизни Церкви
Пост - установление, занимающее такое значительное место в духовной жизни древнего Израиля, равно как и в жизни и учении Богочеловека Христа, естественно, очень рано получил такое же значение и в жизни христиан. Христиане восприняли от иудейской среды, в которой появилась и начала развивать-ся Церковь, пост как установление, но не законные предписания и различные заповеди человеческие (Мф. XV, 9), регулирующие иудейские посты.
Безошибочным критерием для первых учеников было учение о посте начальника веры Иисуса Христа. А осью, вокруг которой начали формироваться церковные посты - цель, время, образ христианских постов - были основные этапы земной жизни Христа Спасителя: Его Страсти и славное Воскресение.
Первым постом, появившимся у христиан, был пост перед Пасхой. В то же время вместо поста в понедельник и четверг, соблюдаемого фарисеями, назначаются два других постных дня: среда и пятница. Эти дни также изна-чально связывались со значительными событиями земной жизни Господа и очень строго соблюдались христианами. Пост продолжался в течение всего дня.
Изменение времени христианских постов с самого начала связано и с но-вым пониманием смысла поста. Пост имел своей целью пользу для души и со-блюдался втайне, а не напоказ; его характерными чертами были радость и свет-лость, а не скорбь и угрюмость.
Из различных исторических свидетельств мы узнаем, что посты первых христиан продолжались весь день, с утра до вечера. Кроме того, пост означал полное неядение. Более умеренный вид поста назывался стоянием. Оно представляло своего рода полупост, прекращавшийся В девятом часу после восхода солнца.
В исключительных случаях пост продолжался два или три дня (т. н. трехдневный пост). Соблюдавшие его воздерживались от любой пищи и даже от воды. Такой пост был установлен в Великие Пятницу и Субботу; он оканчивался около полуночи с возвещением Воскресения.
С течением времени этот пост по причине строгости стал соблюдаться только мирянами-ревнителями и особенно монахами и подвижниками. К тому же аскетический дух монахов вдохновлял и на удлинение поста. Однако с увеличением количества постных дней пост перестал быть совершенным воздержанием и приобрел новую форму: воздержание от определенной пищи, в особенности от мяса и вина. Это воздержание, как объясняли многие Отцы, не означало гнушение теми или иными продуктами как скверными, но было направлено к телесному подвигу и обузданию плотских желаний, особен-но возбуждаемых такой пищей.
Итак, по мере своего развития пост стал разделяться на:
а) полное неядение;
б) сухоядение;
в) воздержание от определенной пищи.
Согласно 50 правилу Лаодикийского Поместного Собора (созванного в 364 г.), христиане "должны во всю Четыредесятницу поститься сухоядением". Од-нако часто в действительности сухоядение ограничивалось средой и пятницей.
Пост, так же как и прочие церковные установления, испытал на себе значительное влияние со стороны монашества. Расцвет монашеской жизни и ее влияние на жизнь всех христиан не только способствовали развитию подвиж-нического духи среди мирян, но и привели к тому, что различные постные уставы, соблюдавши вся монахами в монастырях, начали проникать в мир. По этому поводу следует отметить, что еще в XII веке ни продолжительность постов, ни их уставы еще не были окончательно определены. Различные правила Вселенских и Поместных соборов, касающиеся вопроса о посте, позволяют нам проследить развитие постных правил, почувствовать, чем руководствовалась Церковь, определяя правила о постах, и увидеть значение поста в церковном сознании.
53 Апостольское правило осуждает клириков, которые не едят мяса и не пьют вина по праздникам "гнушаясь, а не ради подвига воздержания". Из этого правила, как и из 2 правила Гангрского собора (ок. 350 г.), которое также касается вопроса о вкушении мяса, видно, что этими постановлениями церковь боролась с появившимися в ту эпоху тенденциями к чрезмерному подвижниче-ству, доходившему до объявления некоторых продуктов "скверными" и "нечис-тыми".
В 56 правиле Трулльского Собора (691 г.) к скоромной пище отнесены яй-ца и сыр, которые получают от "закалаемых" и "убойных" животных, мясо ко-торых христиане не едят во время Великой Четыредесятницы.
Соблюдение различных постов постепенно приобрело обязательный ха-рактер для всех христиан. 69 Апостольское правило делает исключение для тех, кто не может поститься по причине "телесной немощи". Святой Тимофей, епископ Александрийский, в своих канонических ответах (ответ 8) причисляет к больным также рожениц.
С самого начала пост неразрывно был связан с молитвой. И, в соответст-вии с учением Апостола Павла (I Кор. VII, 5), время, посвященное посту и мо-литве, и предполагает одновременное супружеское воздержание. 52 правило Лаодикийского Поместного Собора (ок. 375 г.) недвусмысленно запрещает со-вершать браки в течение Великой Четыредесятницы. [В канонических книгах, употребляемых в Русской Церкви, из многодневных постов супружеское воз-держание прямо предписывается только Великим постом (см. Номоканон при Большом Требнике).]
Особое место в церковных правилах занимает вопрос о выпавших на по-стные периоды субботах и воскресеньях. Воскресенье изначально рассматри-валось как день радости. Он был исключительным днем, днем Господним, ко-гда христиане вспоминали Воскресение Христово.
Но и суббота - день, когда Бог почил от дел творения - заняла в христиан-ском сознании особое по сравнению с другими днями недели место. Поэтому когда
эти два дня приходились на многодневные посты, разрешалось вкушение рас-тительного масла и вина. А если выразиться точнее, то не просто разрешалось, но даже предписывалось, для того чтобы подчеркнуть особый характер этих дней.
66 Апостольское правило предусматривает извержение из сана клириков и отлучнеие для мирян, постящихся в воскресенье или субботу. Тот же вопрос затрагивает и 55 правило Трулльского Собора и 18 правило Гангрского Поместного Собора. Единственное исключение из этого общего правила составляет Великая Суббота, посвященная погребению Спасителя, которая с древнейших времен причислялась к дням самого строгого поста.
Пост в жизни Церкви
Церковный пост