Пост и супружество
Христианам следует соблюдать обычаи и постановления Церкви в супружеской жизни, то есть - хранить себя в чистоте, воздерживаясь от сожительства в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежение этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая их вечер перед следующим днем.
Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществлятся лишь при единодушном согласии обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.
Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировозрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола Павла супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.
Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: "Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль"(Кор. 7, 28).
Пост в супружеской жизни
О посте в браке