Вопросы о трех постах
Рождество — это радостный и веселый праздник. Зачем перед ним поститься?
— Почему считается, что поститься грустно и сложно? Господь учит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6, 16).
Рождество Христово действительно радостный праздник. А пост — это время подготовки к достойной его встрече. Как в канун праздника нужно убрать в доме, так же нужно навести порядок и в душе. Для этого и был установлен пост — время усиленной молитвы, раскаяния и исправления своих ошибок. Воздерживаясь от пищи, мы должны чувствовать прежде всего жажду духовной жизни.
Очистив душу и тело, мы достойно встретим Новорожденного Сына Божия, Который ожидает от нас не только радостных празднований, но чистого сердца и искреннего желания быть Его учениками, соблюдать Его заповеди, чтобы наследовать жизнь вечную.
Чем Рождественский пост отличается от других постов?
— Рождественский пост, как и другие многодневные посты, был установлен еше в период раннего христианства. Когда-то это было время не только подготовки к Рождеству, но и обучения тех, кто желал принять Таинcтво Крещения и стать христианином. Цель Рождественского поста - достойно подготовиться к встрече Христа Спасителя, пришедшего в мир ради нашего спасения.
Пост - это время раскаяния, поэтому верующему человеку нужно хотя бы однажды исповедаться и причаститься. Пост - это время, когда мы усиливаем свои молитвы и чаще посещаем богослужения. Пост - это время, когда мы больше внимания уделяем духовному, чаше читаем Священное Писание, богословскую, святоотеческую и другую духовную литературу, готовясь к встрече Рождества Христова.
В чем смысл Успенского поста?
— Пост этот продолжается всего две недели (14-28 августа по н.ст.) - до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Поэтому его называют Успенским постом. Церковь всегда считала его древним установлением, возможно, в память о том, что Божия Матерь на протяжении своей земной жизни постоянно находилась в посте и молитве.
По своим правилам этот пост подобен Великому посту. Но он имеет послабление на праздник Преображения Господня (тогда позволяется есть рыбные блюда).
Еще одной целью Успенского поста можно считать желание Церкви напомнить нам о необходимости собственного духовного роста, богоуподобления и преображения нашего внутреннего мира. И не случайно во время Преображения на Фаворе мы видим рядом с Господом ветхозаветных пророков Моисея и Илию.
Они образно как бы указывают, что на пути духовного роста нам должны помогать, прежде всего, церковные правила и благочестивые традиции (когда-то именно через Моисея избранному народу были даны заповеди Божии), а также ревностное служение и верность Единственному Богу, примером чего был пророк Илия.
А ввиду кратковременности Успенского поста, его можно считать нетяжелым и духовно полезным даже для тех, кто предпринимает только первые шаги на пути к настоящему воцерковлению.
Почему длительность Петрова поста каждый год разная?
— По установленной еще в апостольские времена традиции Петров пост начинается через неделю после Дня Святой Троицы. В Апостольских постановлениях об этом говорится так: «После Пятидесятницы празднуйте одну неделю, а затем поститесь; справедливость требует, и радоваться после принятия Даров, и поститься для облегчения плоти».
Известно, что праздник Пятидесятницы, или День Святой Троицы, отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Отсюда происходит и название этого праздника. А поскольку Пасха каждый год отмечается в разные дни, то и Пятидесятница - тоже, и, понятно, начало Петрова поста, который от нее зависит, каждый год также выпадает на разные числа календаря.
С другой стороны, конец Петрова поста всегда приходится на праздник святых апостолов Петра и Павла, который Православной Церковью отмечается 12 июля. Таким образом, Петров пост имеет установленную дату конца и зависимую от празднования Пасхи дату начала. Поэтому его продолжительность каждый год разная и может быть от 8 дней до 6 недель.
Вопросы о трех постах
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви