Митрополит Каллист Уэр
Если кто-нибудь захочет воспроизвести или повторить тексты общественных служб Англиканской церкви, тогда (по крайней мере, в теории) ему потребовались бы лишь две книги - Библия и Книга общей молитвы (или Альтернативная богослужебная книга). Точно так же и в Римско-католической церкви требуются лишь две книги - Миссал и Бревиарий. Но в Православной церкви сложность богослужений такова, что необходима целая библиотека в девятнадцать-двадцать объемистых томов. "При скромном подсчете, - замечает Дж.М. Нил о православных богослужебных книгах, - эти тома в совокупности насчитывают пять тысяч убористых страниц in quarto, отпечатанных в две колонки". Но эти книги, на первый взгляд такие громоздкие, составляют одно из величайших сокровищ Православной церкви.
В двадцати томах содержатся службы на христианский год - ежегодная последовательность праздников и постов в память воплощения и его исполнения в церкви. Церковный календарь начинается 1 сентября. Важнейший из праздников - Пасха: праздник праздников, который стоит особо. Следом по значимости идут двунадесятые праздники - двенадцать самых важных праздников. Они обычно перечисляются следующим образом:
1. Рождество Богородицы (8/21 сентября);
2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14/27 сентября);
3. Введение Богородицы во Храм (21 ноября/4 декабря);
4. Рождество Христово (25 декабря/7 января);
5. Богоявление (крещение Христа в Иордане) (6/19 января);
6. Сретение Господне (принесение младенца Христа во храм) (2/15 февраля);
7. Благовещение Богородицы (25 марта/7 апреля);
8. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи);
9. Вознесение Господне (40 дней после Пасхи);
10. Пятидесятница (на Западе известен как Духов день, на Востоке - как Троица) (50 дней после Пасхи);
11. Преображение Господне (6/19 августа);
12. Успение Богородицы (15/28 августа).
Таким образом, три из двунадесятых праздников зависят от даты Пасхи и являются переходящими, остальные - непереходящие. Семь праздников посвящены Господу и пять - Богородице.
Существует также большое число других праздников разной значимости. Среди них наиболее важны следующие:
1. Обрезание Господне (1/14 января);
2. Собор трех святителей (30 января/12 февраля);
3. Рождество св. Иоанна Крестителя(24 июня/7 июля);
4. Праздник св. Петра и Павла (29 июня/12 июля);
5. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября);
6. Покров Богородицы (1/14 октября);
7. Память Николая Чудотворца (6/19 декабря);
8. Праздник всех святых (первое воскресенье после Пятидесятницы).
Но, кроме праздников, существуют и посты. Православная церковь всегда рассматривала человеческую личность как единство души и тела и потому настаивала на том, что тело, как и душу, надлежит упражнять и дисциплинировать. "Пощение и держание себя в узде есть первая добродетель: мать, корень, исток и основание всякого блага"[4]. В течение года соблюдаются четыре основных поста:
1. Великий пост - семь недель до Пасхи;
2. Петров пост - начинается в понедельник, на восьмой день после Пятидесятницы, и заканчивается 28 июня/11 июля, накануне праздника св. Петра и Павла; продолжительность колеблется от одной до шести недель;
3. Успенский пост - длится две недели, 1-14/14-27 августа;
4. Рождественский пост - длится сорок дней, с 15/28 ноября по 24 декабря/6 января.
В добавление к этим четырем большим постам все среды и пятницы - а в некоторых монастырях еще и понедельники - считаются постными днями (за исключением периода между Рождеством и Богоявлением, во время Пасхальной (Светлой) недели и в течение недели после Пятидесятницы). Воздвижение Креста, Усекновение главы Иоанна Крестителя и канун Богоявления тоже считаются постными днями.
Строгость православных правил поста способна поразить и устрашить многих западных христиан. В большую часть дней Великого поста и Страстной недели запрещено не только мясо, но также рыба и все продукты животного происхождения (яйца, сливочное масло, молоко, сыр), а также вино и растительное масло. Но на практике многие православные - особенно в западном мире - считают, что в условиях современной жизни невозможно далее в точности следовать традиционным правилам, идущим вразрез с совершенно изменившимся мышлением, и потому в наше время часто даются послабления. Но и сегодня Великий пост, особенно первая и Страстная недели, является для благочестивых православных временем подлинного аскетизма и серьезных физических испытаний. Даже учитывая все послабления, остается истинным, что православные христиане XX в. - как духовенство, так и миряне - постятся со строгостью, которой нет параллелей в западном христианстве, за исключением, быть может, самых строгих религиозных орденов.
В течение года происходят особые церемонии: Великое освящение воды на Богоявление (часто совершается вне храма, у реки или на морском берегу); освящение плодов на Преображение: торжественное воздвижение креста и поклонение ему 14/27 сентября; служба в Прощеное воскресенье накануне Великого поста, когда духовенство и народ становятся друг перед другом на колени и просят друг у друга прощения. Но самые волнующие и впечатляющие моменты православного богослужения приходятся, естественно, на Страстную неделю, когда день за днем и час за часом церковь переживает страсти Господни. Страстная неделя достигает кульминации сперва в процессии, изображающей погребение Христа вечером в Страстную пятницу, а затем в возвышенной утрене в полночь, когда начинается Пасха. Присутствуя на этой полуночной службе, нельзя не испытывать всеохватывающего чувства вселенской радости. Христос освободил мир от его прежних уз и страхов, и вся церковь торжествует, празднуя Его победу над адом и смертью.
Прежде чем завершить тему церковного года, следует сказать несколько слов о спорной проблеме календаря. Вплоть до конца Первой мировой войны все православные пользовались старым стилем, или юлианским календарем, который сейчас на тринадцать дней отстает от нового, или григорианского календаря, принятого на Западе. В 1923 г. Межправославный конгресс в Константинополе, где присутствовали представители некоторых (но никоим образом не всех) православных церквей, принял решение произвести ревизию юлианского календаря и привести его в соответствие с новым, григорианским календарем в том, что касается всех практических нужд. Переход на новый стиль был осуществлен в Константинополе и Греции в марте 1924 г., но он оказался весьма спорным и не был принят всеми православными. В настоящее время по реформированному юлианскому календарю живут Константинополь, Александрия, Антиохия, Румыния, Болгария, Кипр и Греция; но Иерусалим, Россия, Сербия, Грузия и Польша, вместе со Святой горой Афон, продолжают жить по старому стилю. Это привело к возникновению трудной и запутанной ситуации, которая, как можно надеяться, скоро разрешится. Сейчас греки (за исключением Афона и Иерусалима) празднуют Рождество одновременно с Западом, 25 декабря (по новому стилю), в то время как русские празднуют его тринадцатью днями позже, 7 января (по новому стилю); греки отмечают Богоявление 6 января, а русские - 19 января, и т. д. Но Пасху практически вся Православная церковь отмечает одновременно, не учитывая реформированный юлианский календарь и рассчитывая равноденствие по старому стилю. Это означает, что на практике православная Пасха иногда совпадает с западной, а иногда наступает на одну или пять - в редких случаях на четыре - недели позже. Церковь Финляндии и некоторые приходы в западном мире всегда празднуют Пасху вместе с Западом.
Реформа календаря вызвала активное противодействие, особенно в Греции, где группы сторонников старого календаря (Palaioimerologitai) порвали с церковью, перешедшей на новый стиль, и учредили собственную организацию. В 1930-е и 1940-е годы они, несмотря на преследования со стороны гражданских властей Греции, увели за собой значительное число последователей, имея собственных епископов и собственные монастыри, а также 800 приходов и примерно миллион сочувствующих. Но в последнее время они раскололись на множество соперничающих групп и растеряли большую часть своего влияния. Сторонники старого стиля имеются также на Кипре и в Румынии. Монахи Афона хотя и сохраняют старый стиль, но большей частью поддерживают общение с Константинопольским патриархатом и официальной Греческой церковью. Сторонники старого календаря рассматривают календарные изменения как первые в долгом ряду нововведений, которые, по-их мнению, разрушают изнутри крупнейшие православные церкви в нашем столетии. С их точки зрения, на карту поставлен не технический вопрос о тринадцати днях, а чистота православной веры. В частности, они протестуют против инициативы Вселенского патриархата и других, кто стремится к объединению с западным христианским миром.
Митрополит Каллист Уэр
Христианский год