Протоиерей Георгий Бенигсен
Вновь мы стоим у порога Успенского поста, предшествующего празднику Успения Пресвятой Богородицы и подготовляющего верующих к предельно полному участию в этом священном событии и к более глубокому духовному проникновению в спасительное его значение. Как и всякое постное время в жизни Церкви, Успенский пост призывает христиан к воздержанию и к углублению духовной жизни. Как у всякого поста, так и у поста Успенского одна цель: вести верующих к святости, к этой основной и конечной цели всякой христианской жизни.
Почему Церковь установила посты? Почему призывает она верующих поститься? Пост был установлен Богом и Им заповедан человеку при его сотворении. Вот что сказано об этом в первой книге Ветхого Завета, книге "Бытия": Адаму и Еве "заповедал Бог не есть от плодов древа познания добра и зла". Эта первая заповедь о воздержании была основана на принципе послушания - послушания человека Творцу. От времен Адама и Евы и до наших дней подлинное послушание Богу исходит из любви к Нему и никогда не задает вопроса: "почему?". Сам Господь Иисус Христос явил миру совершенный пример смирения и послушания. Он "смирил Себя, быв послушным (воле Отца) даже до смерти, и смерти крестной", как говорит апостол Павел (Фил. 2, 8). Не послушались первые люди самой первой заповеди Божией, заповеди о посте. Непослушание было выбором свободной их воли, и именно это непослушание положило первый шаг к удалению человека от Бога, к тому удалению, которое и называем грехом.
Значение всякого поста состоит в том, что человеку дается возможность более тщательно пересмотреть свою жизнь, осветить все темные ее пятна светом молитвы и покаяния, через малый подвиг воздержания укрепить свою волю, уделить первенство духовным ценностям, углубить дар смирения и послушания воле Божией. Уже в истории Ветхого Завета пост был прочно установленной традицией духовной жизни. Эту традицию освятил Господь, когда, перед явлением Своим миру, Сам постился сорок дней и сказал о власти силы зла над человеком, что сила эта "изгоняется молитвою и постом" (Мф. 17, 21). В Евангелии пост понимается как путь к покаянию, воздержанию и к духовному возрастанию, чему примером служит весь образ жизни Иоанна Предтечи и апостолов. Сказано в книге Деяний апостольских: "когда они (апостолы) служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их" (13, 2-3). Со времен апостольских Церковь провозгласила важность поста и выделила каждую среду и пятницу как постные дни, а также установила Великий пост перед празднованием Святой Пасхи.
Подлинный пост является духовным подвигом, исходит из аскетического опыта православных подвижников и связан с сердечным покаянием и углубленной молитвой. Святитель Василий Великий сказал, что "покаяние без поста теряет свою ценность". Можно сказать, что и пост без покаяния лишается ценности, превращаясь лишь в чисто внешнее упражнение в воздержании от пищи. Сорокадневный пост Христов стал примером для всех христиан. Следуя этому примеру, христианин принимает мистическое участие в послушании Господнем, чтобы через пост "обогащаться в послушании тому, чего лишились через ослушание", как говорит святитель Григорий Назианзский. А святой Григорий Палама, великий учитель христианской мистики и аскетизма, приписывает посту христоподобное свойство - особенно Великому посту. Вот, что он пишет об этом: "Если поститесь, не только примете участие в страстях Христовых и соумрете с Ним, но с Ним и совоскреснете и соцарствовать будете в вечности. Ибо посредством постничества уподобитесь Ему в смерти, подобной Его смерти, и будете соучаствовать с Ним в воскресении и унаследуете жизнь в Нем".
Даже полностью понимая все чрезвычайно важное значение поста для духовной жизни православного христианина, важно помнить, что пост не является самоцелью, а всего лишь средством для достижения цели - святости и Царствия Божьего. К этой цели ведут многообразные пути. "В доме Отца моего обителей много", - говорит Господь, и много разных путей ведет к этим обителям. Основным правилом поста является не просто воздержание от определенных видов питания, но, прежде всего, стяжание предельного смирения и полный отказ от самовозвышения и самохвальства, в корне уничтожающих все попытки постного подвига. Потому и говорит апостол Павел: "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест... Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его" (Рим. 14, 3-4). И в нагорной Своей проповеди говорит Господь Иисус Христос: "когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися" (Мф. 6, 16). Подлинный пост должен быть опытом совершенной радости, ибо цель его - вести постящегося к Совершенной Любви и к Совершенной Радости, вести его к Богу.
Протоиерей Георгий Бенигсен
Из книги "Не хлебом единым", Успенский пост