Священномученик Дионисий Александрийский

03.01.2007 13:59 7

Священномученик Дионисий Александрийский

Священномученик Дионисий Александрийский
Священномученик Дионисий АлександрийскийВ послании ко мне, вернейший и разумнейший сын мой, ты спрашиваешь, в какой час следует оставлять пост при наступлении пасхальнаго разрешения от поста. Некотрые из братьев утверждают, как ты говоришь, что следует делать это во время пения петуха, а другие, что следует с вечера. Находящиеся в Риме братья, как говорят, ожидают (пения) петуха, а о находящихся здесь ты сказал, что они ранее прекращают пост. А ты желаешь установить точное время и вполне определенный час; но это и не легко и не безопасно. Что после времени воскресения Господа нашего следует начинать празднование и радование, смиряя до того времени души свои постом, с этим легко согласятся все. Но в послании своем ко мне ты весьма здраво и с надлежащим пониманием божественных евангелий показал, что в них не оказывается ничего определеннаго о часе воскресения. Ибо евангелисты различно описали приходивших ко гробу в различныя времена и все сказали, что они нашли Господа уже воскресшим, и поздно в субботу, как сказал Матфей (28, 1), и заутра, еще сущей тме, как пишет Іоанн (20, 1), и зело рано, как говорит Лука (24, 1), и зело заутра возсиявшу солнцу, как пишет Марк (16, 2). Но когда Он воскрес, ясно никто не показал. Все совершенно согласны с тем, что поздно в субботу, свитающи во едину от суббот, пришедшие ко гробу уже не нашли Его лежащим во гробе. И не будем предполагать, что евангелисты разногласят или противоречат друг другу. Хотя, по-видимому, может возникнуть небольшое разногласие по вопросу о том, не различно ли говорят евангелисты о часе (воскресения), все согласуясь в том, что в эту ночь возсиял свет мира Господь наш, но мы постараемся благоговейно и с верою примирить сказанное ими. Слова Матфея читаются так: поздно в субботу свитающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина и другая Мария видети гроб. И се трус бысть велий: ангел бо Господень, сшед с небесе, приступль отвали камень (от двери гроба) и седяше на нем. Бе же зрак его, яко молния, и одеяние его бело, яко снег. От страха же его сотрясошася стрегущии и быша яко мертви. Отвещав же ангел рече женам: не бойтеся вы, вем бо, яко Іисуса распятаго ищете. Несть зде, воста бо, яко же рече (Матф. 28, 1-6). Иные подумают, что выражение поздно по общему употреблению этого слова обозначает вечер субботы; но выслушивающие (слова евангелиста) с большею разсудительностью скажут, что (здесь разумеется) не это, а глубокая ночь, так как слово поздно заключает в себе указание на медленность и продолжительное время. И так как он говорит здесь о ночи, а не о вечере, то и прибавил слова: свитающи во едину от суббот. И оне пришли еще не с ароматами, как говорят прочие, но видети гроб, и нашли, что произошло землетрясение, и что ангел сидит на камне, и услышали от ангела: несть зде, воста. Подобным же образом (повествует) Іоанн: во едину от суббот, говорит он, Мария Мадалина прииде заутра еще сущей тме на гроб и виде камень взят от гроба (Іоан. 20, 1). Согласно с этим, она пришла ко гробу еще сущей тме, но уже к утру. Лука же говорит: в субботу убо умолчаша по заповеди; во едину же от суббот, зело рано приидоша на гроб, носящя, яже уготоваша ароматы; обретоша же камень отвален от гроба (Лук. 23, 56; 24, 1-2). Глубокое утро, может быть, обозначает начинающийся свет утренней зари единой от суббот; итак, когда суббота вполне уже прошла со всею следующею за ней ночью и начинался другой день, пришли носящия с собою ароматы и миро. Отсюда ясно, что Он воскрес задолго пред сим. Согласно с этим и Марк говорит: купиша ароматы да пришедшя помажут Іисуса. И зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб, возсиявшу солнцу (Марк. 16, 1-2). И он сказал: зело заутра, а слова эти значат то же, что и выражение: зело рано, и прибавил: возсиявшу солнцу. Выход и путешествие их, очевидно, начались еще зело рано и зело заутра. Но в путешествии и в пребывании у гроба оне провели время до восхода солнца, и тогда то сказал им юноша в белом одеянии: воста, несть зде (Марк. 16, 6). Если это так, то людям, требующим точнаго решения, в который час или в которую половину часа или четверть часа следует начинать радование о воскресении из мертвых Господа нашего, мы отвечаеим: тех, которые слишком спешат и оставляют пост хотя незадолго до полуночи, мы не одобряем, как невнимательных невоздержных людей, оставляющих поприще несколько преждевременно, ибо, как говорит мудрец: не мало (составляется) в жизни из малаго. А тех, которые хотят быть последними (в прекращении поста), выдерживают более всех и терпят до четвертой стражи, в которую Спаситель наш, ходя по морю, явился плавающим (Матф. 14, 25), мы одобряем, как мужественных и трудолюбивых. Что же касается тех, которые оставляют пост в средине между ними сообразно со своим расположением или силами, то мы не желаем чрезмерно отягощать их. Ибо не все рaвно и однообразно проводят и шесть дней поста; но одни пребывают без пищи в строгом посте все шесть дней, другие же два, иные три, иные четыре, иные ни одного. Потрудившимся в полном воздержании, потом утомившимся и едва не лишившимся всех сил извинительно вкусить скорее. Если же некоторые, не только не налагавшие на себя строгаго поста, но и вовсе не постившиеся или даже роскошествовавшие в первые четыре дня, потом, дойдя до последних двух дней и наложив на себя строгий пост только на эти два дня, пятницу и субботу, полагагот, что они сделают нечто великое и славное, когда пробудут (в посте) до зари, то я не думаю, что они совершили подвиг, равный подвигу тех, которые подвизались в посте более значительное число дней. Такой совет об этом предмете написал я по своему разумению.

Священномученик Дионисий Александрийский
Из послания к Василиду о великой субботе и о том, когда следует оставлять пост

 

Следующая новость
Предыдущая новость

Плитка Tubadzin для вашего интерьера Комфорт для ребенка и спокойствие для родителей Казино для тех, кто привык побеждать Клуб СуперСлотс для азартных игроков Доступные ритуальные услуги в Николаев

Публикации