Богородичный Пост
Через месяц после поста Апостольского бывает в Православной Церкви многодневный пост Богородичный или Спасо-Богородичный, обыкновенно называемый Успенским. Он установлен пред великими праздниками Преображения Господня и Успения Богоматери и продолжается две недели, от 1 до 15 августа. Церковь приняла и хранит этот пост, руководствуя нас к духовному благодатному преображению и подражанию Божией Матери, Которая пред Своим преселением на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Божия Матерь хотя и всегда подвизалась за нас и постилась, не имея нужды в посте, как чистая и всенепорочная, однакож, предузнав о Своем преставлении, Она, превышающая и превосходящая жизнью Ангелов, явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться блаженною душею с Своим Сыном и стать нашею ходотайницею, и тогда в особенности постилась, когда приблизилось для нея время преставления отсюда, истончавая Себя святою любовию к Сыну. Потому и мы обязаны поститься в это время и воспевать Ее, подражая Ее жизни и преклоняя Ее к предстательству о нас. Свидетельствуем истинную любовь свою к пречистой Деве Богородице святым Ей подражанием.
По древности праздников Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, установление поста пред ними относится также к древним временам христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на пост Богородичный. В этой беседе Лев Великий говорит:"церковные посты так расположены в году, что для каждого времени года предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост в Четыредесятницу, для лета летний в Пятидесятницу, для осени осенний- в седьмом месяце; для зимы- зимний",ныне Рождественский. Сей же святитель в другой своей беседе пишет, что осенний пост есть древняго установления. На Константинопольском Соборе, бывшем в 1166 году под председательством Константинопольского патриарха Луки, подтверждено, согласно с древними уставами, для всех православных христиан непрерывно продолжать Богородичный пост от 1 до 15 дня августа (ст. ст.), и таким образом навсегда удалено всякое недоумение о хранении поста Богородицы. Ибо Вальсамонт, говоря об этом Соборе, пишет, что "тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Посему сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни сих постов письменно нигде не означены, понуждаемся, однако, последовать неписанному церковному преданию и должны поститься от первого и от четырнадцатого дня ноября".
Строгостью правил пощения Богородичный пост превосходит посты Апостольский и Рождественский, но строг менее св.Четыредесятницы. В понедельник, среду и пятницу Богородничнаго поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверток сварением без елея; по субботам и воскресным дням разрешает на вино и елей; а в день Преображения Господня и на рыбу.
Богородичный Пост
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.