Протоиерей Александр Авдюгин

14.05.2007 0:32 15

Протоиерей Александр Авдюгин

Протоиерей Александр Авдюгин

Великая Четыредесятница. Время покаяния и осознания. Ежегодное умерщвление плоти, ради здоровья ее же самой. Здоровья телесного и духовного, того здравия, ради которого мы издерживаемся временем, средствами и годами земной жизни.

Практически всем понятны целебные свойства поста. Правда, одни видят его благо в медицинских свойствах, таких большинство, другие же прибавляют сюда и сакральную составляющую. Но практически ни те, ни другие не соблюдают пост, за исключением стада малого.

Понимая — не соблюдаем. Почему? Или меньше прожить хотим? Да, нет, кажется. Не встречал тех, кто самостоятельно отмеривает себе небольшой срок. Вернее попадались, кто устанавливал себе определенную меру, но дойдя (если получилось) до срока заказанного отнюдь не рвётся оставить мир бренный сей. Сдвигают сроки на более позднее время.

Есть у меня прихожанка, под сто лет. При каждой встрече объясняет мне, что отнюдь не против, пожить еще лет так этак пяток. И не беда, что и ходит то еле-еле, и видит всего на шаг вперед, ну а то, что батюшка в ухо на весь храм кричит спрашивая: «Грешна чем?» — вообще за ущербность не считает.

Хочется жить, хочется, и тут же свое желание сами себе сокращаем, причем по своей собственной воле.

По-моему, со мной все согласятся, что самая тяжелая боль — это боль душевная. Сколь тягостны и горьки те часы, когда нас не понимают, когда в ответ на твою любовь мы видим безразличие, грубость, иронию, презрение, когда твое родное, что любишь и без чего не мыслишь себя, приносит лишь зло и неприятности.

Почему это происходит? Откуда от любимого чада обман и безобразия, а от половины супружеской неприятие и измена? Ведь не забываются те года, когда не было этого, когда говорил, что думал, плакал — когда больно, а смеялся лишь тогда, когда весело. Проходит время и видим: искусственные слезы, презрительный смех, злую иронию, насмешку и злорадство. Естественное и простое становится сложным и запутанным, а за словами и делами видим второй смысл или сокрытое зло.

Причина происходящего элементарно проста — грех. Причем, прежде всего, грех свой, личный в котором с годами мы все меньше хотим признаться, даже себе. Отсюда и удивительное приобретенное нами качество — умение оправдаться, то есть, в сущности, наврать, и себе, и окружающим, и Богу. И не только солгать, но еще и обвинить кого-то, в том числе и Создателя.

За примерами и ходить то далеко не надо. Как, что либо не удается, ищем виноватого вокруг себя, если все же не находим, то тяжко вздыхаем и констатируем: «так Богу было угодно».

Часто спрашивают, почему мы за первородный грех наших прародителей Адамы и Евы ответственность несем? Да потому что поступаем по прежнему принципу. Адам, вкусив плода запретного, тут же предъявил претензию к Создателю: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». (Быт. 3:12), и мы тем же порядком поступаем, причем, усугубленным многовековой практикой греха.

Скажите, возлюбленные, те, кто прожил больше трех-четырех десятков лет, вы разве не видите, как грех и злоба все более заполняют окружающий нас мир, как, то, что было «стыдно» вчера сегодня стало само собой разумеющимся? Как вседозволенность из-за отсутствия законов и страха Божия, становится главной силой нынешнего дня.

Ложь и много значение каждого понятия стали правилом. Мы уже боремся за права содомитов. Дорассуждались о человеческих факторах у преступников до того, что отменили смертную казнь для убийц маньяков. Равняемся на Америку. Хотя там никто эту казнь не отменял и регулярно транслируют ее по телевидению, дабы не повадно было.

Женщина, вместо того чтобы исполнять свое главное предначертание — детей рожать да воспитывать и спастись, как в Библии указано в чадорождении, ныне занимаются гендерной политикой. Название то какое, бесовское. И что-то не видно в планах этого гендера пункта о увеличении рождаемости и прекращении узаконенных убийств в ежедневно действующем абортарии. Действительно ГЕНДЕР с кровью родимых кровинушек, уже дышащих и все понимающих.

Мы все научились оправдывать, всех научились обвинять и получая за это воздаяние скорбим: «Как же Бог нас не любит». Может быть не скорбеть все же надо, а попробовать что-то поправить, ведь для Бога слова «поздно» не существует. Господь примет всех и даже тех, кто пришел в час последний.

Именно пост, тем паче Великий и есть то время, когда можно и нужно прийти к Богу, когда не отягощенное явствами и не пресыщенное грехом тело дает время подумать о душе, о том, что мы называем вечным.

Пост — это время духовного воздержания, переосмысления нашего отношения к Богу, Церкви, людям. Всякие другие мирские вопросы должны отходить на второй план во время поста. После каждого поста верующий христианин невольно несколько другими глазами смотрит на себя, на свое место в жизни. Пост для верующего человека — это духовная ступенька к Господу.

Когда, например, начинается Великий пост и совершается чин Прощения всего народа Божьего, произносится молитва, в которой говорится, что пост есть «злых отчуждение и деланье добрых дел», это значит, что мы можем начать по-другому относиться к ближнему своему в совместной жизни, должны этим постом освятиться.

О посте есть очень хорошее высказывание митрополита Антония Сурожского: «Примем дух, начнем жить во имя Христово и во имя друг друга, и пусть сила Божия, которая в немощи совершается, сделает невозможное возможным и сделает из нас, земных, детей Царствия Божия!» Мы должны урезать каждый себя: из того, чем ты пользуешься, удели нужную часть ближнему своему. Чтобы этим победить свой эгоизм, гордыню и делами милосердия приблизить себя к Господу.

Другое дело, что бывают такие моменты, когда человек по своему состоянию не может понести ограничение в пище. Например, какой пост может быть для кормящей матери? Или если человек лежит в больнице и ждет операции, ему необходимо набраться сил — тут тоже о посте не приходится говорить. Здесь принцип такой: безропотное несение болезни засчитывается за пост. Очень хорошо о посте сказал св. Иоанн Златоуст: «Если нельзя иметь физическое воздержание, есть молитвы, милосердие, христианская любовь — отдавай все внимание туда, и тогда восполнится твой недостаток физического поста».

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим» Некоторые считают, что при современном бедственном положении, когда не всегда во время выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост — не тема для разговора. Позволю себе напомнить слово Оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно». И только так, и никак иначе.

В преддверии Великого поста хотелось бы сказать вам, братие и сестры, все беды наши, все недоразумения, проблемы и искушения не имеют причины вокруг, они в нас самих. Мы еженедельно, а кто и чаще, моем тело свое в банях и ваннах, забывая о том, что его будущее — тлен, прах, а вот то, что вечно, что остается для будущей жизни не чистим, не полоскаем слезами покаяния, не соскребаем струпья грехов с душ наших. Сделаем это — и мир окажется другим, омоем баней покаяния душу свою и все наносное уберется, а истинное останется. Уйдут скандалы и недоразумения, родное останется родным и близкое приблизится еще ближе…

Не будем забывать, что к чистому чистое прилепляется, а от грязного, кроме грязи еще и неприятности прибавляются, как духовные, так и телесные.

С Великим постом вас!

Протоиерей Александр Авдюгин
Великий пост — это время, когда нужно прийти к Богу

Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ»

Следующая новость
Предыдущая новость

Принцип начисления спортивного выигрыша и главные критерии выбора клуба Протестанты готовят в Киеве грандиозный Праздник благодарения Вас ждут бесплатные игральные слоты в интернет казино Pobedakazino Глава РПЦЗ путешествует по Крыму Селяни за власний кошт ремонтують унікальну церкву Чернігівщини

Публикации