"Credo.press", 9 березня 2020
Музыканты знают, то один и тот же звук иногда можно обозначить по-разному: например, до, си-диез и ре-дубль-бемоль. Хотя во всех трех случаях на фортепиано нажимается одна и та же клавиша, речь идет о функционально трех различных нотах. Такой подобие возникает, когда мы пытаемся определить статус, в котором занимается мировой церковной политикой митрополит РПЦ МП в Украине (УПЦ МП) Онуфрий (Березовский). Это один человек, но функций и статусов у него несколько. С одной стороны, он предстоятель РПЦвУ, с другой – постоянный член Св. Синода РПЦ МП. А с третьей – он, несомненно, выступает и как частное лицо, наделенное всей полнотой прав гражданина Украины.
Сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата откровенно сообщает: "В составе официальной делегации Русской Православной Церкви – Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий…". Разумеется, его туда захватил с собой начальник – Патриарх Московский. Однако этот же абзац говорит о том, что никакой украинской делегации в Аммане не было, а коль так, то в Иорданию митрополит Онуфрий отравился не как предстоятель РПЦвУ (УПЦ МП), а исключительно как член Синода РПЦ МП.
Тем не менее, промосковские церковные СМИ пытаются наделить митрополита Онуфрия максимальной субъектностью, чтобы у читателей сложилось впечатление, будто он выступает как независимое лицо. Такой характер, например, носит публикация на официальном сайте РПЦвУ, представляющая собой "трансляцию событий в Аммане:
"11:26. СПЖ выяснил подробности предстоящей аудиенции при дворе короля Абдаллы II. Точно известно, что в ней примут участие Блаженнейший Митрополит Онуфрий, Патриарх Кирилл и Патриарх Феофил III.
11:24. Через несколько минут в заседании начнется получасовой перерыв. До этого участники встречи зачитывали доклады. Кроме Блаженнейшего Онуфрия, выступили и представители других Церквей.
11:09. Блаженнейший Митрополит Онуфрий выступает на встрече в Аммане.
…
20:22. Блаженнейший Митрополит Онуфрий прилетел в Амман.
19:37. На место встречи прибыла делегация Русской Православной Церкви".
События излагаются так, будто речь идет о некоем пятом предстоятеле на встрече в Аммане, а не о второстепенном члене делегации РПЦ МП.
Поездка митрополита Онуфрия в Черногорию также широко освещалась в СМИ и даже вызвала реакцию посольства Украины в Черногории.
Все промосковские издания описывают этот вояж как "визит предстоятеля" РПЦвУ (УПЦ МП) в Черногорию. Под таким манипулятивным заголовком вышел материал, в частности, на сайте ОВЦС МП: "Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил Черногорию". Однако мог ли митрополит Онуфрий туда поехать именно в таком качестве?
Изучим заявление ОВЦС УПЦ МП (РПЦвУ) от 28.02.2020 г. в ответ на заявление посольства Украины в Черногории. П. 5 заявления гласит: "Очевидно, что Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, как глава крупнейшего православного религиозного объединения Украины, имеет право представлять его на всех уровнях, в том числе и международном, а также во всех организациях, независимо от форм собственности и подчинения".
ОВЦС УПЦ МП в таком определении полномочий своего предстоятеля базируется на гл. V п. 11 Устава Церкви: "Предстоятель… л) полномочно представляет Украинскую Православную Церковь перед органами государственной власти; м) несет ответственность за межправославные, межхристианские и межрелигиозные отношения Украинской Православной Церкви". Как видно, ни о каком международном и межправославном представительстве тут речь не идет. Более того, в гл. IV, п. 7, представление РПЦвУ за границей эксплицитно отнесено к компетенции Синода: "й) поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей в Украине и за ее пределами", а Синод, исходя из опубликованных журналов, полномочия представлять себя в заграничных сношениях митрополиту Онуфрию не передавал. Следовательно, коль скоро речь идет о межправославных связях, то митрополит Онуфрий как в Иордании, так и в Черногории действовал за пределами своей компетенции в качестве предстоятеля.
Стоит сравнить права митрополита РПЦвУ из Киева с правами Патриарха Московского (Устав РПЦ МП, гл. IV п. 7): "к) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени" (курсив И.Б.).
Однако даже если бы Синод РПЦвУ принял решение о делегировании митрополиту Онуфрию полномочий в сфере межправославных связей, то такое решение оказалось бы канонически ничтожным, поскольку противоречит Уставу УПЦ МП, где говорится (гл. I, п. 3), что "Украинская Православная Церковь входит в единство с Поместными Православным Церквами через Русскую Православную Церковь". А это в переводе с византийского значит, что представлять украинский филиал может лишь головная организация в лице Патриарха Московского.
Также следует держать в памяти п. 5 "Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года об Украинской Православной Церкви", согласно которому митрополит Онуфрий именоваться "Блаженнейшим" за пределами Украины не может: "Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви, усвояется титул «Блаженнейший»", а потому в Амман или в Подгорицу он мог поехать лишь как "Высокопреосвященный".
Итак, читатель поставлен перед сложным выбором (в котором ни один пункт не исключает других): либо промосковские церковные СМИ тотально некомпетентны, либо совершенно наплевательски относятся к уставным документам (ведь кто туда заглядывает?), либо откровенно лгут, действуя не как орган вещания, а как орган оголтелой пропаганды. Впрочем, по-человечески их можно понять: провал амманской встречи заставляет лепить лояльных Кириллу предстоятелей из любого подручного материала.
Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/79216/