До событий весны 2014-го года Александр Хомченко был пастором протестантской церкви в Донецке. Весной 2014-го он был одним из организаторов «молитвенного Майдана» в Донецке и, по его словам, вел богослужение даже тогда, когда «российские танки уже вошли в Донецк». После одного из богослужений пастора арестовали. Девять дней его удерживали в захваченном помещении областного управления МВД Донецка, а позже – в бомбоубежище военного комиссариата Макеевки.
После освобождения Александр Хомченко рассказал правозащитникам, как его подвергали пыткам и, в частности, принуждали принять православие. По словам Хомченко, его пытали представители российской разведки, а также боевики-сеператисты.
«Когда заводят в подвал НКВД, первые минут сорок просто бьют и только потом уже начинают разговаривать. Мне предлагали перейти в православие, предлагали триста долларов в день за то, чтобы я служил у них по православному обряду. При этом боевики явно ничего не знали ни о православии, ни вообще о христианстве. Несколько раз мне устраивали имитацию расстрела, и мне казалось, что жить осталось всего несколько секунд », – признавался пастор Александр Хомченко.
Он – один из десяти бывших заложников группировок «ЛНР/ДНР», чьи рассказы вошли в совместный проект Центра гражданских свобод, Фонда «Открытый диалог» и Радiо Свобода – «Заложники войны. Они прошли сквозь ад».