Митрополит Корнилий напомнил, что его паства состоит в основном из русских и русскоязычных граждан. А в самой Эстонии сосуществуют две церковные юрисдикции – Эстонская Апостольская Православная Церкви Константинопольского Патриархата и Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата.
Отвечая на вопрос журналиста об Украине, архиерей сказал: "В 2020 году исполнится 100 лет как святейший патриарх Тихон даровал широкую автономию Православной церкви в Эстонии. Что говорить об Украине? Если замешана политика – всегда есть сценарий. Меня волнуют беспорядки, которые происходят на Украине. Русские и украинцы – люди одной славянской крови. Это та Киевская Русь, где был крещен святой князь Владимир и активно управлял его сын Ярослав Мудрый, который основал на эстонских землях город Юрьев (Тарту). То, что сегодня происходит на украинской земле, напоминает сценарий, по которому проходил раскол и в Эстонской православной церкви... Мое архиерейское служение пришлось на очень сложный период – распался Советский Союз, и Эстония первой заявила о своем выходе из СССР и желании быть самостоятельным государством. Мне шел 67-й год, и надо было менять привычный жизненный уклад, искать верную линию поведения, которая не увела бы от Правды... Мнение Церкви по вопросу о правопреемстве было выражено и в итоговом документе Собора, в котором было сказано, что ЭПЦ является преемницей православного наследия в Эстонии".
Однако, по его словам, правительство Эстонской Республики решило оказать поддержку не соборно выраженному мнению верующих РПЦ, а "небольшой группе активистов, опиравшихся на так называемый Стокгольмский Синод". Митрополит Корнилий считает, что Департамент по делам вероисповеданий при МВД ЭР зарегистрировал "Устав Эстонской апостольской православной церкви", спровоцировав тем самым церковный раскол. В результате на территории Эстонской Республики сегодня действуют две церковные структуры – ЭПЦ МП и ЭАПЦ КП.
"Вопрос о юрисдикции – это вопрос об отношении к Матери-Церкви. Для меня он решается очень просто: как можно пребывать в какой-то другой юрисдикции, если корни православия – в Русской православной церкви!" – восклицает владыка.
В то же время известно, что Константинопольская Церковь в 1990-х годах восстановила в Эстонии свою юрисдикцию, утраченную в 1940-х годах в связи с аннексией Эстонии Советским Союзом.
Митрополит Корнилий надеется, что "уврачевание церковного раскола" (на самом деле – административной юрисдикции) – "задачу многотрудную и долголетнюю", будут решать его преемники на Таллинской кафедре РПЦ.