"Это действительно революция, — рассказывает о свободном доступе к архивам СБУ кандидат исторических наук Алексей Тепляков, российский ученый. — И сейчас косяком специалисты со всех континентов едут в Киев и испытывают иногда трудности из-за того, что читальный зал крошечный, 10 посадочных мест, поэтому не всегда с улицы туда быстро пустят. Там можно спокойно не просто читать, но и фотографировать дела, которые вы заказали... То есть это документы такой степени секретности, которые у нас ни за что не покажут, а украинцы могут работать с ними свободно. Хотя, конечно, значительная часть документов госбезопасности Украины была в начале 90-х перебазирована в Москву. Но парадоксальным образом это больше коснулось документов 20-х – начала 30-х годов, определенных картотек агентуры, более поздних актуальных материалов. Но все-таки то, что есть, а там помимо центрального архива еще и два десятка областных архивов – это для исследователей имеет исключительное значение. Сейчас многие советологи, исследователи ленинско-сталинского и даже хрущевско-брежневского периодов едут в Киев и работают с документами, которые у нас считаются документами высшей степени секретности".
На обнародованные СБУ документы обратил внимание и московский протодиакон Андрей Кураев, написавший по следам новых архивных данных публикацию "Зачатие московской патриархии". "Это был выбор Сталина", — резюмировал на "Эхе Москвы" священнослужитель, объясняя, почему советский вождь "выбрал правильную Церковь".
Другой популярный автор сайта "Православие и мир" Илья Забежинский, преподаватель "Основного богословия" на катехизаторских курсах в С.-Петербурге и Архангельской области, выступил с публикацией "Мы - Церковь Сталина". В ней автор пишет:
"И одно из подтверждений тому - не приживается почитание новомучеников.
Знаете почему? Хотя в концепцию и записали пару слов про Церковь и государство, но лично никто не покаялся. Никто не сказал:
- Да, я епископ, и я был агент КГБ. И я писал доносы. И это плохо.
- Я был священник, и я был рукоположен по указке КГБ, и это плохо.
Да, а те, нераскаянные кагебешные епископы рукополагали и рукополагают новых епископов.
А эти новые, они же видят, что те, старые, не каялись и не каются, и для них это преемство сталинское, пускай теперь нео-сталинское, возводится в норму... Но, вообще-то, это лечится.
Вышел на амвон Храма Христа Спасителя и сказал:
- Да, я был агент КГБ. И это плохо.
И всякая болезнь - сразу долой.
Но никто не выходит. И не от стыда. И не от боязни позора.
А потому, что не считает, что плохо".
Ему вторит священник РПЦ о. Филипп Парфенов:
"Действительно, и это тоже по-своему проясняет, почему у нас Сталина так готовы реабилитировать. А некоторые в том числе в церковной среде - даже превозносить. И другой церкви, кроме той, что у нас есть в последние десятилетия, многие просто не знают, и о других формах церковной организации совсем себе не представляют. И кроме собственного болотца, которое можно, конечно, бесконечно хвалить, не видят, что где-то есть и прекрасные горы, и бескрайние моря, и много чего другого весьма интересного. Но может, в самом деле, Бог через Сталина дал России лишь то, что она заслужила? На что её только хватило, что она смогла вместить, по грехам народным и церковным?... А не приживается почитание новомучеников, рискну предположить, еще и по другой причине. Многие из этих новомучеников так или иначе участвовали в той синодальной церковной системе, служили ей верой и правдой, которая также себя исчерпала и привела в конечном счете к массовому расцерковлению, к революционным событиям и в конце концов к той самой "сталинской" церкви, которую мы сейчас имеем".
Под влиянием публикации новых документов о причастности НКВД к созданию РПЦ ее юрисдикцию уже покинул Свято-Воскресенский приход в Русско-Полянском районе Омской области РФ. Настоятель прихода протоиерей Сергий Кузнецов заявил, что теперь он считает документально доказанными факты создания современной РПЦ/Московской Патриархии сталинскими спецслужбами и служения в качестве ее епископов и священников агентов НКВД-НКГБ. Священник отрицательно отвечает на вопрос "Может ли быть епископ или священник агентом спецслужб и при этом иметь на себе благодать священства?". Он также напоминает об анафеме, которой прославленные в лике святых новомученики российские предали "Сергия Страгородского с его "Церковью лукавнующих"".