"Деловая столица", 1 липня 2018
Церковь Св. Николая, Бережаны, Тернопольская обл. 1691 г.
В предыдущей публикации мы рассмотрели, как памятники прошлого уничтожают безденежье, равнодушие и человеческая жадность. Увы, неуемное желание "покращити" попавшее в "оч.умелые" руки историческое достояние приносит не меньше вреда, чем прямое его уничтожение.
В качестве эпиграфа к этой публикации стоит вынести бессмертную мудрость Виктора Степановича Черномырдина: "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда" (с). Лидируют здесь представители церквей. Причем всех, без исключения. Пальма первенства у подчиненных Московского патриархата. Украинский филиал этой структуры всегда старательно уничтожал все проявления ненавистного Москве "мазепинства", в том числе и в сакральной архитектуре, культуре и искусстве. Напомним, что еще со средины XIX века Русская церковь развернула целенаправленную кампанию по перестройке традиционных украинских храмов в "великорусский стиль".
То, что под контролем Московского патриархата нашим памятникам придется ой как несладко, стало ясно сразу же после того, как на излёте горбачёвской перестройки начался процесс передачи сакральных памятников Русской православной церкви (другой тогда и не было).
Это вовсе не уродливая «хрушевка» и не цех провинциальной "Сельхозтехники". Это то, во что превратился памятник архитектуры XVII-XVIII веков после того, как здесь похозяйничали представители Московского патриархата. Староконстантинов, Хмельницкая обл., корпус бывшего доминиканского монастыря
В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси Совет министров УССР передал в пользование РПЦ территорию Дальних пещер Киево-Печерской лавры. Новые хозяева сразу же продемонстрировали пренебрежение к культурному наследию украинцев. Ничтоже сумняшеся подопечные Московского патриарха вскоре уничтожили росписи киевского художника Ивана Квятковского, созданные им в 1817-м. Монахам они показались блёклыми и некрасивенькими. Вместо шедевра появилась мазня в псевдовизантийском стиле.
Это было только начало. Вскоре, несмотря на все протесты историков, насельники Лавры начали активно перестраивать древний памятник и вести земляные работы. Последние не только исказили облик комплекса Лавры, уничтожили уникальный археологический слой, но и привели к обрушению части знаменитых пещер.
Из свежих примеров варварства священнослужителей УПЦ (МП) стоит упомянуть ситуацию вокруг Свято-Троицкого Межиричского монастыря-крепости XVI-XVII веков, что в селе Межирич на Волыни. Здесь в 2013-м "московские" монахи с целью "покращення" почти полностью уничтожили надвратную колокольню, построенную в 1606-1610 гг. Говорят, что на все протесты историков они лишь посмеивались, мол: "Пока Янукович наш президент - ничего вы нам не сделаете!". Кроме "покращення" колокольни монахи уничтожили часть фресок и лепнины в Троицком соборе. Не обошлось и без традиционных новостроев, уродующих сложившийся архитектурный ансамбль монастыря.
Надвратная колокольня XVII века и аляповатый новодел на ее основании
И уж совсем свежий пример. Как рассказал острожский реставратор Николай Бендюк, прямо сейчас в селе Хорив, что под Острогом, уничтожается очень интересная, украшенная глухими арками церковная ограда XVIII века, огораживающая храм в честь св. апостолов Петра и Павла. Вместо нее община Московского патриархата собирается построить новую, бетонную. Сам храм, возведенный Станиславом Малаховским, тоже стал жертвой вандалов. В частности, его стены оштукатурили цементом, заодно уничтожив и "идеологически вредную" мемориальную плиту, где говорилось, что храм был возведен во время правления Папы Римского Пия как греко-католический.
1. Пока еще не разобранный фрагмент стены. 2. От уже разобранной части остался только ров. 3. Кирпичи XVIII века пригодятся в хозяйстве. 4. Фрагменты надгробия Константина Острожского (?)
В своё время фундатор храма Малаховский вывез из Острога фрагменты надгробия Василия-Константина Острожского (того самого, что Острожскую Библию издал). Надгробие и крест с могилы князя стали главными реликвиями храма. Их установили в алтарной части храма в качестве основания для кирпичного престола. Сегодня древние реликвии выломаны и валяются на церковном дворе.
Отношение к историческому наследию Украины со стороны части верующих и клира насквозь патриотических УГКЦ, УПЦ-КП и УАПЦ тоже не отличается ни особым уважением, ни пиететом. Правда, причины там несколько иные, чем у "московскопатриархатных" коллег, но конечный результат - тот же.
Эталонная "бляшанка". Здесь вам и белая бляха, и желтенькая, и голубенькая... Храм Св. Великомученицы Параскевы Пятницы в селе Мишин Коломыйского р-на, 1837 г. УАПЦ
Самый наглядный пример необъявленной войны церковников против культуры и исторического наследия - пресловутые "роботы" (они же "бляшанки" или "бронехрамы"), оббитые блестящей чеканенной жестью деревянные церкви Гуцульщины и Закарпатья. "Роботизация" - это не только уродливо, это еще и смертельно для деревянного сооружения: под жестью тут же заводится грибок и плесень. Впрочем, с пластиковой вагонкой тоже неплохо получается.
Причина этого ужаса проста: "А шоб по-багатому, красивенько было, блестело" и, главное, "не хуже, чем в соседнем селе, а то скажут, что у нас лентяи и нездары". Священники здесь не только идут на поводу у сельской громады, но зачастую сами выступают инициаторами "облагораживания" и "наведения красоты".
"Бляха" и пластиковая вагонка - не самое худшее. Это хоть поправимо (если, конечно, грибок не сожрёт). Редким и почти уникальным примером такой "дебляхизации" является Воздвиженская церковь 1630-го (УГКЦ) в городе Копычинцы, что на Тернопольщине. Здесь стоит только почтительно поклониться перед священником и общиной этого храма.
Воздвиженская церковь в жести и после "дебляхизации"
Бывают вещи и похуже жести. Многие, наверное, помнят, как в 1990-е массово горели деревянные храмы. Что интересно, эти пожары были довольно специфическими. Церковь сгорала в "головешки", но прихожанам почти всегда удавалось спасти всё самое ценное - утварь, иконы и т.д. Казалось бы, Божье чудо! Ведь пока люди заметили огонь, пока сбежались, пока начали хоть что-то предпринимать, пока пожарные из райцентра добрались - хорошо, если полчаса пройдёт... Трехкомнатная квартира, к слову, полностью выгорает за 15 мин.
Знающие люди этот феномен объясняли просто. Почти все старые деревянные храмы - памятники архитектуры национального или местного значения. Даже чтобы вбить гвоздь, нужна куча разрешений. Селянам же хотелось современного, яркого и блестящего. Да и уход за обветшавшим антикварным "старьём" - ещё та морока.
В девяностые что батюшки, что прихожане еще побаивались гневить власть. Вот и нашли радикальный выход из ситуации: "Нет храма - нет проблем"... И уже спустя год на пепелище стоит файна церква.
Сегодня большинство старинных храмов (не только деревянных) "покращены" до неузнаваемости при помощи современных строительных материалов. Особенно нравится газдам полированная зеркальная жесть на крыше и "луковички" с напылением "под золото", да чтоб с блестящей же голубой каёмочкой. Ну и краска "вырви-глаз" для стен - лучшие образчики польской эмульсионки. Все разноцветное, блестящее, сияющее... Лепота!
Один из самых свежих и, наверное, самых диких вариантов безвкусного "покращення" можно увидеть в райцентре Гусятин (Тернопольской обл.), где стоит оборонительный храм св. Онуфрия (начало XVI века). Он, кстати, знаменит ещё и тем, что здесь крестили Северина Наливайка.
Церковь Св. Онуфрия. Фотография начала ХХ века. Сверху - мини-минаретик как, напоминание о том, что во времена турецкого владычества здесь была мечеть
Уникальное сооружение возводили одновременно и как храм, и как крепость. Его стены достигают 2,2 м толщины. Рядом возвышалась еще и самая настоящая крепостная башня-колокольня. Последнюю, правда, снесли еще в 1928 г. Тогда же надстроили купол.
Несколько лет назад местная громада УГКЦ решила сделать древнему храму "красивенько". Начали с малого - перекрыли крышу столь любимой галицкими газдами зеркальной бляхой. Барабан с куполом тоже сделали сияющими, да еще и украсили иконами-чеканками. Последние тоже - блеск, сияние и напыление под золото...
Храм Св.Онуфрия, Гусятин
Спустя год на храме появилось еще 4 (четыре) дополнительных купола, а вдоль крыши по периметру зазмеилась вычурная бетонная лепнина. Лепниной же обвели и окна-бойницы... Но и это было не все. К фасаду храма хазяйновитые и набожные гусятинцы прилепили портик с колоннами дорического ордера и балюстрадкой в стиле "советский парк культуры и отдыха 1960-х годов".
Сегодня в аляповатом и лишенном малейшего художественного вкуса нагромождении всех возможных "архитектурных излишеств" тяжело узнать пятисотлетний памятник истории национального значения.
Уродование громадами старинных храмов - массовое явление, а уважительное отношение к наследию - редкое исключение. Бороться с этим можно введением в программы церковных семинарий и академий обязательного курса по культурологии, основам охраны памятников и хотя бы азам искусствоведения и эстетики. Этот же курс должны прослушать и действующие священники. Конечно, приходской батюшка может быть полным профаном в области охраны памятников, да и полное отсутствие художественного вкуса - это не грех. Но в тех же УГКЦ и УПЦ-КП высшие иерархи - высокообразованные и интеллигентные люди, отлично понимающие значение исторического наследия для страны, народа и духовности. Почему же они пустили такой важный процесс на самотек?
Напомним, что митрополит Андрей Шептицкий, например, с подобным варварством боролся очень жестко, если не сказать жестоко. В те времена селяне тоже любили яркое и блестящее, поэтому вместо стародавних почерневших образов часто заказывали новые. Старье же не выбрасывали - грех! Бэушные иконы складывали во дворе храма и торжественно сжигали. Сколько уникальных реликвий превратилось в пепел и дым - одному Богу известно. Большинство греко-католических панотцов тогда особой образованностью не отличались и не видели в этом ничего зазорного. Ведь если сжечь, то над ставшим ненужным святым образом никто не сможет надругаться.
Митрополиту удалось прекратить эту варварскую практику. "Старье" уже не сжигалось, а передавалось самому Шептицкому. Это собрание в итоге стало ядром знаменитого Национального музея имени Андрея Шептицкого.
Надеяться, что вразумлять вандалов от "покращення" возьмутся власти, не приходится. Последние откровенно побаиваются "связываться с попами" - в глубинке результаты голосования напрямую зависят от того, что скажет панотец. Ссориться с ним - себе дороже.
Меньше всего "покращеннями" грешат римо-католики. Правда, исключительно по причине, что там, где есть сельские приходы, почти нет старинных храмов. И наоборот - где есть старинные храмы, полностью отсутствуют сельские приходы. Где наблюдается и первое и второе - видим тот же печальный результат.
Пример - Тарноруда, где после ремонта (реставрацией это назвать никак нельзя) знаменитого костела Матери Божьей святого Скапулярия (1643 г.) с фасада исчезли вырезанный из камня герб и мемориальные, каменные таблицы XVII-XVIII веков. Причина - как и в вышеописанных случаях: поврежденные временем реликвии смотрелись "некрасивенько", вот их и заштукатурили, чтобы своей многовековой обшарпанностью не портили красоту.
Тарноруда. 1. "Некрасивенький" герб и мемориальные таблицы. 2. Теперь облезлое старье не портит фасад
Если кто думает, что "хотели, как лучше, а получилось, как всегда", это только о славянах, тот ошибается. Евреев это тоже касается.
Есть в Израиле организация "Шатры Праведников", возглавляемая неким раввином Исраэлем Меиром Габаем. Эта структура занимается активным освоением немаленьких пожертвований, собираемых по всему миру на уход за еврейскими кладбищами в Украине. Ухаживают "шатровики" порой весьма специфически. Лет десять назад, например, в одном из бывших местечек они умудрились уничтожить около полусотни древних надгробий XVIII-XIX веков (совсем уничтожили, в щебень, в труху). Приблизительно столько же памятников этого периода были существенно повреждены. Причина проста: срезанные деревья и кусты жгли прямо на могилах.
Срезанные деревья и кусты жгли прямо на могилах. В итоге оказавшиеся в огне надгробия превратились в известь
В Сатанове, где находится один из старейших в Восточной Европе еврейских некрополей (самые древние надгробия здесь датируются еще XVI веком), "шатровики" р. Габая также оставили свой разрушительный след. На протяжении вот уже целого десятилетия они с упорством, достойным лучшего применения, ежегодно белят эмульсионными белилами памятники на могилах самых уважаемых покойников. Такое "облагораживание" напрочь уничтожает высокохудожественную резьбу на шедевральных барочных надгробиях XVII-XVIII веков, каждое из которых к тому же является уникальным музейным экспонатом.
Самое неприятное, что "набеги" на кладбище происходят всегда неожиданно, и уже спустя несколько часов "покращувачи" уезжают. Поймать "шатровиков" практически невозможно.
Все изложенные в этом обзоре способы уничтожения исторического наследия редко встречаются в чистом виде и часто тесно переплетаются между собой. Поэтому и бороться с этим нужно в комплексе. С одной стороны - нужна массовая кампания по просвещению. Необходимо объяснять населению, что сохранять памятники древности намного выгоднее, чем уничтожать или уродовать. Туризм - один из самых прибыльных видов бизнеса, с которого снимают сливки все - от туроператоров до простых жителей. Это и рабочие места, и налоги, и развитие инфраструктуры. Но турист не приедет смотреть на уничтоженный замок или на бляху с пластиковой вагонкой на храмах.
Нужны не только более жесткие законы, но и не связанная с местными властями и наделенная чрезвычайными полномочиями структура, занимающаяся исключительно охраной памятников, - Национальное агентство по сохранению культурного наследия.
Сегодняшние управления по охране памятников, действующие при местных органах власти, фактически беспомощны и беззубы. Единственное, что они могут, - плодить грозные предписания, которые нарушители порой даже не читают, прекрасно зная, что им за это ничего не будет, а если и будет, то всё ограничится символическим штрафом.
В селе Розваж Острожского района до недавнего времени стояла уникальная деревянная церковь во имя св. Кузьмы и Демьяна, построенная в 1781 г. Памятник национального значения. В 2011-м священник и община Московского патриархата начали ее целенаправленное уничтожение. На просьбу ректора Национального университета "Острожская академия" Игоря Пасечника, что академия за свой счет разберет церковь и восстановит ее на территории университета как памятник архитектуры, община и священник ответили категорическим отказом. Церковь разобрали окончательно и сожгли... Вместо нее поставили новый, красивенький храм. За уничтожение памятника национального значения почитателей Московского патриархата оштрафовали на целую 1000 (одну тысячу) гривень.
1. Храм до "покращення"; 2. Процесс "покращення"; 3. Здесь уже не осталось ни одного аутентичного брёвнышка, зато появились блестящие московские "луковички". 4. Президент ГО "Волынское братство" Николай Жулинский на фоне памятника истории национального значения
За всю историю независимой Украины ни один священник, ни один церковный староста не был привлечен к уголовной ответственности за уничтожение или уродование исторических памятников. Так чего бояться? Как, впрочем, автор не помнит ни единого случая, когда бы особо злостного любителя "балконных халабуд" заставили бы за свои деньги привести фасад здания в изначальный вид да еще и заплатить грандиозный штраф.
Необходима комплексная государственная программа даже не по сохранению, а уже по спасению остатков нашего исторического наследия. Потому что с имеющимися темпами его уничтожения лет через десять у нас вообще ничего не останется.
Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/71751/