Погромщики или герои? Что нам делать с поджигателями зданий УПЦ МП

06.02.2018 15:03 12

Катерина ЩОТКІНА

"ДС", 6 лютого 2018

Когда власть не выполняет возложенных на нее функций, коктейль Молотова становится общественно одобренным способом разрешения кризиса

После того как суд арестовал на два месяца поджигателей часовни УПЦ МП Александра Горбаня и Алексея Шемотка, страсти и не думают утихать. Новые акции – теперь уже не только против незаконной постройки, но и в поддержку задержанных, – собирают на древних фундаментах Десятинной церкви как противников культового МАФа, так и защитников. Судью, давшую двухмесячный срок за несостоявшийся поджог, кто только не раскритиковал за излишнюю жестокость приговора – начиная с настоятеля монастыря архимандрита Гедеона Харона и заканчивая генпрокурором Луценко. Как ни странно, оба считают, что два месяца лишения свободы за попытку поджога в центре столицы – это слишком.

Все это выглядело бы странно, если бы не политические обстоятельства. Как их не учитывать? Ведь культовый МАФ принадлежит Московскому патриархату. Этого достаточно, чтобы поджог превратился в акт политического протеста и едва ли не приравнивался к ведению боевых действий.

Не то чтобы для этого не было оснований. УПЦ МП – в особенности в таких теплых местечках, как историческая территория киевского детинца, – имеет крупную идеологическую "добавочную стоимость". Идеология тут именно довесок: борьба за исторические памятники и места для церквей – это в первую очередь борьба экономическая. Тут удобнее делать деньги. Вернее, так было до войны, которая вывела вопросы идеологии на первый план. С точки зрения символики-идеологии место Десятинной церкви захвачено московскими агентами. Именно захвачено - потому что никаких законных оснований нет ни для постройки часовни, ни тем более претензий на обустройство монастыря на исторических фундаментах. Отблески реальных боевых действий преломляются в символическом зеркале – и вот попытка поджога здания в мирном городе оказывается едва ли не подвигом, а люди, которые пытались это сделать, фактически герои.

В неловком положении оказывается и власть. Если люди, готовившие бутылки с зажигательной смесью для поджога неугодного МАФа, – герои, то, значит, это приемлемый метод наводить порядок? И уже не столько в отношении незаконных построек, сколько – судя по контексту общественной дискуссии – в отношении неугодных организаций. Поскольку акцент сделан в одинаковой мере и на том, что МАФ незаконно построен, и на том, что конфессия – вражеская, все произошедшее может оказаться прецедентом, продвигающим в массы идеи самосуда. Конечно, то, что сделали неудавшиеся поджигатели, – незаконно. Но только с точки зрения мирного времени. А на войне как на войне.

Но дело в том, что война оказывается всего лишь предлогом, уводящим от истинной проблемы – беззакония. Неспособности и нежелания властей – как прошлых так и нынешних – поддерживать закон и следовать ему.

Все проблемы, как обычно, от несказанных слов. Причем в обеих рубриках – и историко-архитектурной и церковной.

Возведение часовни на фундаментах Десятинной церкви было совершенно незаконным. С этим никто не спорил. Но никто – из тех, кто имел полномочия прекратить существование этого МАФа еще на стадии брезента, – не принимал меры. Потому что мало ли где нельзя строить – да фактически нигде в историческом центре столицы. Нельзя строить возле стен Лавры и Софии – но ведь строят. Нельзя строить на Почтовой площади – но, увидите, построят. Нельзя строить в зеленых зонах. В береговых зонах. В охранных зонах. Но строили, строят и строить будут, потому что деньги греют сильнее истории, архитектуры, красы урбанистического пейзажа, берегов и скверов. Вспомните последнюю реконструкцию Майдана Независимости – сколько было открыто интересного в археологических глубинах, и ясно было, что ценность открытого куда выше того мраморного жлобства, которое собирались нагромоздить сверху. Но никому даже в голову не пришло, что нельзя строить - ведь так хотели хозяин страны Кучма и хозяин города Омельченко.

Так вот, нет никаких "нельзя", если у тех, кто хочет, достаточно связей, денег или даже просто нахальства. Ну, да, самозахват. Но это разве первый случай строительного беспредела в Киеве? Да это просто песчинка на Трухановом острове! Мало ли кто устраивал самозахваты в расчете на то, что потом как-нибудь устаканится: не станут же готовое здание разрушать. Тем более – храм.

Но вот на храм посягнули и получили за это два месяца под неодобрительный возглас со стороны генпрокурора. Конечно, МАФ так и стоит, где стоял, – но звоночек прозвенел: УПЦ МП предупреждают, что она может и выпасть из числа тех, кому можно.

Да, до сих пор было можно. Справедливости ради скажу, что не только УПЦ МП. Но всем, кто оказался плотно интегрирован в отношения с властью и финансовыми элитами. По соседству, например в Десятинном переулке, УПЦ КП, получив два дома, снесла их и построила новое здание. Все это – в пределах охранной зоны, без каких-либо разрешений и в сопровождении скандала. Так что тех, кому можно, не так уж мало. И хотя есть соблазн (и возможность, и общественный запрос) выместить народное раздражение по этому поводу на "московских попах", надо понимать, что это не означает, что восторжествует закон и порядок там, где до сих пор царили архитектурный беспредел и строительный произвол. Это будет означать только то, что УМЦ МП исключена из числа тех, кому можно.

Так что на месте либерально настроенной городской интеллигенции, которая может увидеть в этой истории луч надежды в деле отвоевывания своего города у всякого рода хищников, я бы не спешила праздновать победу. Напротив, то, что начиналось как движение за сохранение городской среды – секулярное и либеральное, – окажется оружием в руках у людей, весьма далеких от либеральных и секулярных идей. Они уже сейчас поднимают на борьбе с незаконной застройкой свой рейтинг.

Что касается недосказанности в политике – то в истории с десятинным МАФом все тоже отражается как в капле воды. "Московские попы" оказались удобной мишенью для внутренней войны и сублимации народного раздражения. Это почти идеальный внутренний враг, само его наличие оправдывает меры и действия, которые в любой другой ситуации показались бы чрезмерными и даже опасными. Люди, попытавшиеся совершить поджог в центре столицы, – неважно, чего именно, хоть бы мусорного бака, не имеющего политических "довесков" - были бы в народной молве опасными нарушителями спокойствия, а не героями. Никому бы в голову не пришло, что два месяца за игры с коктейлем Молотова - это слишком жестоко. Но политический контекст все меняет. Наличие внутреннего врага – коварного, окопавшегося в самом сердце страны, – оправдывает многие чрезвычайные меры. С созданием отрядов штурмовиков-самооборонцев включительно.

Говорить о том, что статус УПЦ МП следовало бы прояснить, – излишне. Беда в том, что в своем нынешнем размытом статусе она удовлетворяет слишком многих – как раз тех, кто принимает решения. Причем по обе стороны линии фронта. Власти нужна внутренняя угроза, для нее это залог выживания, потому что в условиях социально-политической нестабильности избирателю свойственно предпочитать известное зло неизвестному.

Внести ясность в статус УПЦ МП можно было бы, если бы была на то политическая воля. Но это, с одной стороны, сопряжено с неудобствами на международной арене – придется отвечать на обвинения в нарушении свободы совести, которые посыплются с удвоенной силой со стороны Москвы и ее церковных представителей в Украине. Руководство Десятинного монастыря, между прочим, уже обратилось с просьбой о защите. Не мелочась, прямиком к Дональду Трампу. Не стану утверждать, что просьба действительно отправлена в Белый дом, но на официальном сайте УПЦ МП она есть. Может, президент США там прочитает. Хотя писано, скорее всего, не для него, а для внутреннего потребителя. Власть намекнула УПЦ МП, что могут быть потери – материальные. А УПЦ МП намекает, что могут быть потери имиджевые. Вплоть до международного скандала. То есть в конечном итоге - тоже материальные.

У украинской власти достаточно сложностей с зарубежными партнерами. Правда, они касаются преимущественно денег, а не высокой духовности. Но ведь духовность, при всей своей эфемерности, может стать поводом не дать денег. Впрочем, не исключаю, что к церковному вопросу - по крайней мере в ЕС - отнесутся равнодушно, как внутреннему делу Украины. Во всяком случае украинское руководство совместно с силовыми ведомствами могли бы доказать, что это политический, а не духовный вопрос. Могли бы, если бы озаботились расследованиями и разбирательствами по фактам преступлений против государственных интересов Украины, совершенных под брендом УПЦ МП.

Но это была бы та беспощадная ясность, в которой не заинтересован никто из тех, от кого хоть что-то зависит. Но вот когда власть не выполняет возложенных на нее функций, то коктейль Молотова становится общественно одобренным способом разрешения кризиса. Нам ли не знать.

Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/69997/

Следующая новость
Предыдущая новость

Монастыри России православные действующие Плитка Tubadzin для вашего интерьера У Львові вандали знесли голову скульптурної Богородиці Удочка. Купить фидерное удилище, цена на Трофее Во Львове студентов программы по экуменизму обучат менеджменту

Публикации