"Возьмем, хотя бы название праздника – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар. На самом деле, конечно же, это было похищение. Потому греки и не признают этот праздник. Для них он является напоминанием об одном из трагичнейших моментов их церковной истории. Причем трагедия эта произошла по их вине, по их нерадению, по их малодушию. А Русская Православная Церковь приняла это как великое торжество, потому что мы, наученные горьким опытом, видим во всем Промысл Божий... А если замыслимся глубже, то увидим, что Господь отнимает Свою благодать у нерадивых и отдает тем, кто действительно в состоянии ее сохранить", — заявил владыка Павел.
Далее он перешел на современное незавидное положение Константинопольского Патриархата на территории Турции, объяснив, что "причины такого бедственного положения лежат за тысячу лет от нас, в Мирах".
"Если раньше Вселенский Патриарх всячески добивался, чтобы весь Православный мир признал его первенство, то сейчас бьется над тем, чтобы его хоть как-то признали турецкие власти. Лично я не признаю деления Церквей на первую и последнюю. Для меня первая – это Иерусалимская Церковь-Мать, а все остальные первенства – ничто. Если сегодня взять по количеству храмов и числу прихожан, то первенство должно быть у Русской Православной Церкви. Но греки всегда любили славу, любили, чтобы им поклонялись. Поэтому так и попущено им от Господа. Что мы видим сейчас? Некогда могущественного Вселенского Патриарха уже чуть ли не в открытую называют Патриархом Стамбульским. И этому есть причины: по турецкому законодательству Константинопольский Патриарх является всего лишь лидером небольшой греческой общины Стамбула, насчитывающей чуть более трех тысяч человек. А за пределами Турции у него вообще нет никаких прав... В одной из бесед Патриарх Варфоломей пожаловался, что чувствует себя гражданином второго сорта. Что уже говорить о простых священниках и мирянах! А причины такого бедственного положения лежат за тысячу лет от нас, в Мирах, оставленных малодушными ликийцами, бросившими святые мощи Божьего Угодника на растерзание сарацинам", — рассказал владыка Павел.
Он также поведал, как Господь чудесно отомстил киевлянам за непочитание мощей святых угодников: "В начале 1960-х годов киевские власти решили вывезти из нашей обители все святые мощи. Привели лошадей, поставили гробницы на воз – не идут лошади. Пригнали автотехнику. Поставили мощи в кузова – машины не завелись. В конце концов, вынесли мощи через боковые ворота, и пустили по Днепру. И вот, рассказывают, три дня они крутились по воде на одном месте. А еще через какое-то короткое время случилась Куреневская трагедия 1961 года – прорвало дамбу, и грязевый поток затопил почти весь район. Так Господь явил нам чудо и явно показал, как не стоит относиться к святым мощам".
Вообще, каждое бесчинство, по словам владыки Павла, ведет к ответственности перед Богом: "То, что творилось при императорском дворе, привело сначала к революции 1905 года, затем – к Февральской. А поскольку народ не образумился – к Октябрьской... Уже в наши годы, когда оскудела любовь и вера, произошло сначала восстание 2004 года, а затем и прошлогодний переворот, названный «революцією гідності». А ведь всякая революция – это смерть. И сегодня люди не смотрят на то, что проливается кровь, гибнут чьи-то дети, их дети, они и дальше озлобляются на всех и на вся, умножая гнев, скорбь и печаль. Почему? Потому что нет в них любви, один грех живет в их сердцах. Это о них сказано в 33 псалме: «Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут»".
Затем слово владыки коснулось участи католиков: "Куда уже дальше отпадать? Дальше – только ад. Именно из католицизма пошли практически все секты – от христианских до тоталитарных... Вспомните их крестовые походы. Прикрываясь именем Господним, они развязали мировую войну, грабеж всех и вся. Они тащили все, что имело хоть какую-то ценность: от мощей и святынь до драгоценностей и золотой посуды. При этом не гнушались нападать на своих единоверцев: баряне вели кровопролитные сражения с венецианцами, венецианцы – с жителями Пизы, а те, в свою очередь, с другими латинянами".
При этом владыка Павел не вспомнил, что аналогичным образом воевали между собой удельные княжества Руси, а в крестовых походах принимали участие потомки киевских князей.
"Да что там католицизм!.. — продолжал владыка Павел. — Давайте приведем в пример православный Киев, который тоже становится безбожным. Люди возлюбили тьму. Ересь, раскол, хуление имени Господнего стали обычным делом даже среди православных киевлян. А бесчинства Филаретовской секты, по-другому и не назовешь. Вдумайтесь, человек, называющий себя духовным лидером нации, просит и даже требует оружие для убийства себе подобных. Это же поистине сатанинское желание… И при этом, сколько святых мощей почивает у нас в Киево-Печерской Лавре. И не только у нас... Но люди не хотят видеть святых... Для них авторитетом стали бандиты, святотатцы, кощунники".
Под конец интервью митрополит Павел возвратился к мощам святителя Николая, упрекнув современных жителей итальянского города Бари: "Постепенно место их упокоения превращается из предмета поклонения в какой-то бизнес-центр, где роль главного бизнесмена отводится святителю Николаю. Ведь не будь его, кто бы и знал про такой город? А так к нему со всех сторон приезжают и страждущие, и просто любопытные".