"Петро і Мазепа", 30 листопада 2017
События, на днях произошедшие в одной молодой, но уже очень амбициозной республике Донецкого угольного бассейна, как никакие другие отразятся на судьбе местной епархии УПЦ МП. Тут уж сам Бог велел открыть папочку с делом под названием «Луганская епархия».
Как обычно, в двух словах о том, что представляет собой местная ячейка УПЦ МП и кто её возглавляет. Луганская область хоть и небольшая, но в силу своей экономической специфики поделена на три епархии: Луганскую и Алчевскую (правящий архиерей Митрофан (Юрчук)), Ровеньковскую (правящий архиерей Пантелеймон (Паровозюк)) и Северодонецкую (правящий архиерей Никодим (Барановский)). Пока ограничимся одной епархией — Луганской, в подчинении которой находятся города Алчевск, Брянка, Лисичанск, Луганск, Первомайск и Кадиевка.
Поскольку столица одной молодой, но гордой республики оказалась в Луганске, глава одноименной епархии вынужден был регулярно любить новую местную власть. Началось всё с церемонии благословения главы «ЛНР» Игоря Плотницкого на инаугурации митрополитом Иоанникием (Кобзевым), который руководил Луганской епархией до 2012 года (ныне находится на покое в статусе настоятеля Николо-Преображенского собора г.Луганска).
Однако тут спрос с Иоанникия невелик: человек уже сильно в летах с большими проблемами со здоровьем. Не факт, что он это сделал в трезвой памяти и здравом рассудке. Но, как известно, церковные порядки таковы, что без благословения правящего архиерея там птицы на юг не улетают. Уж коль действующий глава епархии митрополит Митрофан не был против, то будем считать, что участие в этой церемонии произошло не без его ведома и при полном его непротивлении. А значит, под его полную ответственность. Ведь Митрофану тоже ничто человеческое не чуждо.
Специфика нынешней Луганщины в том, что её оккупировали как изнутри, так и снаружи самые разношерстные военизированные группировки — от классических ЧВК типа E.N.O.T до безбашенных казачков, которые возомнили себе, что Луганщина — это часть территории Всевеликого войска Донского по состоянию на 1919 год, а посему это их полноправная земля и кормовая база. Все эти группировки, естественно, желали иметь благословение представителей церкви, а за неимением таковых (или при отказе) привозили своих священников из России. Двоякое отношение местных клириков к оккупации косвенно подтверждает симферопольский священник Димитрий Кротков, регулярно ездящий на оккупированную территорию: «Священнослужители относятся по-разному к сложившейся ситуации. Кто-то за, кто-то против». Иногда военизированные формирования из России привозили своих священников. Это, разумеется, нарушение церковного (канонического) права, поскольку священники из других епархий могут находиться на чужой территории только с разрешения местного епископа.
Хотя для проформы епископ Митрофан заявляет, что с началом войны на оккупированную территорию хлынули какие-то мутные попы, запрещённые в служении у себя на родине в России, и украинские епископы не благословляют бродячих по блокпостам и окопам духовников. Тем не менее, тут же он сам утверждает, что в храмах получить духовную поддержку могут все, даже ополченцы и боевики. Прямая речь здесь.
Эта позиция довольно распространена среди местного священства, которое вынуждено вертеться как уж на сковородке, чтоб не подвергнуться осуждению по обе стороны линии соприкосновения. Вот цитата из интервью Макария Любавцева, секретаря Луганской епархии: «Приходят люди в камуфляже, — МЫ НЕ СПРАШИВАЕМ, НА ЧЬЕЙ ОНИ СТОРОНЕ, ведь они пришли в храм помолиться Богу. Только повесили табличку на храме с просьбой в церковь с оружием, автоматами не заходить». А зачем в Луганске спрашивать людей в камуфляже, на чьей они стороне? Это раскольников, католиков и биоэнергетиков не пускают. А людей, которые непонятно где купили камуфляж и непонятно для каких целей нацепили его на себя, чего бы не пустить? Они же к Богу пришли. «Не запрещайте ополченцам приходить ко Мне, ибо их есть Царствие Небесное». Мало ли, вдруг это страйкболисты, после игры помолиться Богу захотели. А вдруг они стали лучше, душой очистились?
Факт есть факт: для многих представителей Луганской епархии УПЦ МП зашедшие на территорию Украины бандиты и местные мятежники — «свои», «наши». Отсюда и многоплановость церковного коллаборационизма. Сотрудничество Луганской епархии с оккупантами можно разбить на такие направления:
По этой же схеме работают и в других епархиях на Донбассе.
Начнем с самого «мирного» — коллаборационизма с марионеточными властями. В основном он осуществляется по двум направлениям: через «комитет по вопросам религии и духовности» (которым, по некоторым данным, руководит непосредственно секретарь епархии Макарий Любавцев) и «Министерство культуры» (Андрей Лицоев).
Совместно с «Министерством культуры» Луганская епархия УПЦ МП (естественно, по благословению её руководителя!) участвует в самых различных мероприятиях. Например, внедряет в местные школы «Основы православной культуры», разработанные для Российской Федерации протодиаконом РПЦ Андреем Кураевым (г-н Лицоев — поклонник теократического государства). Митрополита Митрофана не смущает ни перевод системы образования Луганщины на российские стандарты, ни изучение в школах курсов патриотического воспитания, предметом которого является, естественно, любовь к России.
Вообще митрополит Митрофан крайне болезненно реагирует на появление в украинской прессе свидетельств его коллаборационизма с террористами. После того как Минкульт Украины потребовал от Луганской епархии прекратить все эти танцы с волками, Митрофан разразился гневной филиппикой на сайте Отдела внешних церковных сношений УПЦ МП (он глава этого отдела): «13 липня 2017 року Міністерство культури України поширило заяву, у якій звинуватило митрополита Луганського і Алчевського Митрофана (Юрчука) нібито у його співпраці з владою так званої «ЛНР», посилаючись на інтерв’ю А. Ліцоєва ще від 30 квітня 2016 року. У зв’язку з цим Відділ зовнішніх церковних зв`язків УПЦ повідомляє наступне:
Звинувачення, які Міністерство культури України оприлюднило у своїй заяві на адресу митрополита Луганського і Алчевського Митрофана, є безпідставними та не входять до компетенції цього відомства. Фактично, Мінкультури вийшло за межі своїх повноважень та почало виконувати не властиві йому функції. Митрополит Митрофан категорично відкидає всі звинувачення у свій бік та заявляє про неправдивість інформації, поданої в інтерв’ю А. Ліцоєва. Розцінюємо цю заяву як провокацію, направлену на дискредитацію Української Православної Церкви і особисто митрополита Митрофана».
По некоторым данным, и г-н Лицоев получил внушение от владыченьки с просьбой не трепать языком, потому что архиерею же «ещё туда (на подконтрольную Украине территорию — Т.Д.) ездить».
Вот такая она, провокация и дискредитация:
Не менее феерично выглядят церемонии освящения различных памятных знаков, которыми боевики стараются застолбить всю территорию Луганщины. С точки зрения психологии это якоря, которые забрасываются в мозги местных жителей для того, чтобы даже в случае возврата этих территорий под контроль Украины очаг пассивного сопротивления всё время тлел и был готов разгореться. Идеологи таких акций, не стыдясь, манипулируют самыми болевыми точками «мирного населения», и мы ещё пожнём жуткие плоды этих манипуляций. При этом попы Луганской епархии УПЦ не отказываются от участия в мероприятиях под кодовым названием «не забудем-не простим» (вы всё ещё сомневаетесь, что они добросовестно косплеят Великую отечественную войну?) В сети можно найти огромное количество упоминаний об освящении памятников «жертвам украинского фашизма». Выглядит это приблизительно так.
На фото — настоятель храма Умиления в честь иконы Божьей матери Александр Пономарев.
Как отмечают журналисты, очень часто на этих памятниках изображения и даты конфликтуют. К примеру, на ул. Оборонной в Луганске установлена металлоконструкция с изображением солдата, несущего ребенка, и дата — «02.VI.2014» (информации об освящении памятника нет).
Это дата гибели местных жителей от авиаудара по захваченной облгосадминистрации. Но в этот день не было ни раненых, ни погибших детей.
Однако памятник работает как пропаганда, и не исключено, что через какое-то время найдутся «живые свидетели» того, как в этот день погибли дети. И таких памятников очень много (счёт идёт на десятки, если не сотни), которые рано или поздно сработают как детонаторы взрывных устройств. В ватных пабликах собраны упоминания о таких мемориалах по всему Донбассу, к примеру, здесь и здесь.
Памятник погибшим детям Луганщины освящал настоятель храма Гурия, Самона и Авива протоиерей Павел Батарчуков (мы о нём ещё вспомним).
Инициатор установки большинства памятников — общественное движение «Мир Луганщине» Игоря Плотницкого (поиск по базе Минюста Украины не дал информации о регистрации в Украине). «Не забудем — не простим» — один из проектов этого ОД.
Освящение памятного места погибшим боевикам на блокпосту п.Юбилейный под Луганском.
На фото — протоиерей Геннадий Кравчук, фигурант базы «Миротворца».
Но есть и «позитивы». Так, к примеру, митрополит Митрофан освятил закладной камень на территории храма святого благоверного князя Александра Невского в Луганске — «символ единства с Россией».
При этом владыченькой было сказано: «Не случайно имя Александра Невского стало символом России. Его память напоминает нам о единстве народов Святой Руси. О чём мы должны молиться, просить Бога, чтобы не было разделения, а было единство».
Таких роликов на ютубе очень много. Вот лишь некоторые церемонии.
Освящение боевого знамени отдельной бригады особого назначения «НМ ЛНР».
Выступление протоиерея Андрея Семенова (клирика Свято-Владимирского кафедрального собора г.Луганска) на вручении боевого знамени отдельному комендантскому полку «НМ ЛНР» 23.12.2014 г., освящённому накануне: «русские солдаты и полководцы всегда были сильны верой, с верой побеждал Александр Суворов, я уверен, именно вера поможет и вам одерживать победу над врагом!».
Освящение знамени батальона «Заря» по православному чину было совершено 29.05.2014 г. (все видео с записью удалены с ютуба).
Священники Луганской епархии также были уличены в пособничестве террористам при захвате украинских территорий. Так, очевидцы утверждают, что настоятель храма в Чугинке Станично-Луганского района Варфоломей (Кузнецов) летом 2014 г. укрывал в своем храме и расположенной рядом Киселевой балке диверсионно-разведывательные группы ЛНР, а также прикрывал «схроны» с оружием и взрывчаткой.
В начале войны было много священников РПЦ, приезжавших освящать блокпосты ополченцев.
Информации очень много, поэтому пробежимся по теме лишь схематично. Луганское казачество тесно привязано к Всевеликому войску Донскому (ВВД). По сути, оно и есть филиалом ВВД (в частности, Луганский округ донского казачества, которое в начале российской агрессии открыто просили Путина ввести свои пресловутые войска). Некоторые организации были связаны с Войском Запорожским Низовым. Некоторые неказачьи бригады содержали в своем составе казачьи батальоны. Так, в состав бригады «Призрак» входила 1-я казачья рота 1-го Кировского батальона (территориально окормлялась в Стаханове Северодонецкой епархии, о которой мы расскажем в расследовании, посвященном этой епархии). Рассмотрим основные казачьи формирования на предмет их сотрудничества с УПЦ МП.
Сложность привязки казаков к конкретным священникам в том, что казачьи полки могут контролировать несколько населённых пунктов, которые формально принадлежат разным епархиям УПЦ МП, и получать «духовную помощь» по местонахождению. Поэтому с территориальной точки зрения будем исходить из того, где находятся базы казачьих формирований. В своё время Игорь Плотницкий под чутким руководством своего куратора Владислава Суркова провел операцию по принуждению казаков к вливанию в ряды «Народной милиции ЛНР». Так разные казачьи отряды оказались в разных формированиях этой «милиции».
Луганские священники провожают в последний путь «героев» батальона «Заря». Ополченцы перед уходом устраивают символическую стрельбу под храмом (судя по отдельным элементам архитектуры, это Свято-Ольгинский женский монастырь, строитель-настоятель — протоиерей Андрей Дубина).
Принятие присяги казачьего полка «ЯрГа» (Антрацит)
Очень яркая личность в Луганской епархии — настоятель храма мучеников Аввы, Самона и Авива Павел Батарчуков (только не смейтесь — тоже фигурант базы «Миротворца»). Он поддерживает отношения со всеми пророссийскими организациями, какими можно.
Вот он принимает присягу Всевеликому Войску Донскому.
А вот у него в храме званый гость — Алексей Селиванов, основатель «Верного казачества», воевавшего на Луганщине (фото взято со страницы храма вконтакте).
В этом храме происходит отпевание «воинов Новороссии».
Получает гуманитарную помощь из Сан-Франциско (РПЦЗ). Не скрывает своей ненависти к Украине:
За все свои усердные труды во благо Церкви в апреле этого года был награждён орденом святителя Димитрия Ростовского (фото взято со страницы храма вконтакте ).
А «Луганская народная республика» тоже не лыком шита — свою медальку Батарчукову вручила (явный же номинант на Героя Украины, да?)
Интересно, что в августе 2014 г. Батарчуков заявлял следующее: «В Луганске по благословению священноначалия я возглавляю контактную группу по умиротворению враждующих сторон. Кроме меня эту группу ведёт настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского мужского монастыря архимандрит Варфоломей (Кузнецов) и благочинный 3-го Луганского округа, настоятель храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Александр Пономарев». Все наши герои, упомянутые в этой статье. У священноначалия Луганской епархии отличное чувство юмора.
На самом деле на Луганщине принятие присяги донских казачков поставлено на поток, и многие священники принимают в этом участие.
Кстати, на фото — ещё один авантюрист из России, который именует себя «помощником начальника управления Народной милиции ЛНР по духовным вопросам» — игумен Пимен (Фицнер). Он действующий клирик Майкопской и Адыгейской епархии РПЦ. В прессе его называют духовным наставником Луганского округа Донских казаков Всевеликого войска Донского.
Он был особенно активен в Ровеньковской епархии, и там мы его вспомним (но иногда его заносило и на территорию, подшефную митрополиту Митрофану). Замечу только, что никакого протеста со стороны УПЦ МП по адресу патриарха Московского в связи с тем, что российские священники околачиваются на территории, подведомственной Киеву (что есть грубейшее нарушение церковных канонов), так и не было высказано. Что очень символично.
Самые известные неказачьи НВФ Луганщины — это батальоны «Леший», «Витязь», «Русь», «Моджахед», «Одесса», ГБР «Бэтмен» и часть бригады «Призрак». Впоследствии они влились в т.н. «Народную милицию ЛНР» (4-й отдельный отряд). Другие НВФ (батальоны «Заря», «Дон», «Хулиган») стали основой 2-й гвардейской мотострелковой бригады им.Ворошилова. Батальон «Витязь» вообще оказался филиалом 15-й миротворческой бригады РФ (г.Самара). Некоторые из этих образований имели своих персональных капелланов.
Батальон «Леший» (подробнее — тут) базировался в Луганске, впоследствии вошёл в состав 4-й отдельной мотострелковой бригады «ЛНР». Духовником батальона считался некий схимонах Илия (Ретинский), позывной «Сталин», который сам себя причисляет к РПЦ. Судя по интервью и публичным выступлениям, это авантюрная личность наподобие Никиты Джигурды, только в рясе.
Сам себя именует так — «духовник батальона специального назначения «Леший», воин разведроты «Волчары». В одном из интервью заявлял, что благословение на его поездку в Луганск дал «духовник монастыря на Ганиной Яме». Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище «Ганина Яма» Екатеринбургской епархии РПЦ — знаковое место. Некоторое время настоятелем там был Сергий Романов, духовник Натальи Поклонской. Помните, в марте 2015 г. священник Екатеринбургской епархии протоиерей Владимир Зайцев на площади у железнодорожного вокзала Екатеринбурга на проводах группы уральских добровольцев, отбывающих воевать на Донбасс на стороне ополченцев, произнёс пламенную речь с призывами «бить фашистскую мразь»? Вот его отправили на покаяние за это деяние именно в «Ганину яму». Козла наказали капустой.
В этом же интервью Илия упоминает, что при нём многих боевиков из батальона «Леший» крестили во Владимирском кафедральном соборе г.Луганска (выше уже был упомянут один из его клириков — Андрей Семенов). При этом соборе, кстати, находится Луганский богословский университет в честь Архистратига Михаила (ЛБУ), который уличили в скандале — вручении от имени командования 2-й отдельной мотострелковой бригады Народной милиции «ЛНР» благодарственного письма преподавателю ЛБУ и клирику Свято-Владимирского собора Луганска протоиерею Александру Тростянскому с фееричной формулировкой: «командование … выражает огромную благодарность и признание за Ваш огромный вклад в дело победы нашей армии над ненавистной хунтой и бандеровскими националистами. Ваше участие в повышении боеготовности соединения и духовного просвещения личного состава неоценимо!» После этого конфуза Тростянский предсказуемо попал в базу «Миротворца», и ссылку на это событие с сайта ЛБУ быстренько подчистили.
Кстати, обратите внимание: благодарственное письмо подписано неким А.Нефедовым. Пусть это не вводит никого в заблуждение, ибо «Нефедов» — это фамилия прикрытия полковника ВС РФ Андрея Рузинского (Центр территориальных войск Южного военного округа ВС РФ), который фактически и командует 2-й омб «НМ ЛНР».
Не брезгуют в Луганской епархии и помощью от российских ЧВК. Так, в феврале 2016 г. операторы ЧВК «E.N.O.T. CORP» передали помощь храму Александра Невского в Александровске (настоятель Алексий Дмитренко). Отец Алексий был очень благодарен: «Потихоньку, с Божьей помощью, с помощью наших братьев православных из России надеемся обустроить здесь форпост православия… На этом месте в честь святого благоверного Александра Невского устраивается монастырский комплекс, который являет свою духовно-нравственную молитвенную поддержку русскому православному воинству, молится за наше отечество, за его единство, и в этом молитвенном подвиге нам оказывают свою посильную помощь наши братья из Российской Федерации. Мы сердечно благодарим корпорацию «Е.Н.О.Т. корпорейшн» и его сотрудников, благодарим Хомякова Владимира Евгеньевича (создатель «Е.Н.О.Т» и фигурант базы «Миротворца» — Т.Д.) и его благотворительный фонд за оказанную посильную поддержку» бла-бла-бла.
Похоже, этому священнику вообще всё равно, с кем иметь дело (тут хочется задать риторический вопрос, а украинской армии тоже всё равно, с какими духовниками связываться?) Вот Дмитренко с украинскими солдатами (если они все остались украинскими, и не перешли на сторону террористов).
К сожалению, формат статьи не даёт возможности раскрыть всю сеть точек коллаборационизма Луганской епархии, но, думаю, общее представление даже от точечной экскурсии читатель получил.
Теперь главная интрига перемещается в сферу церковно-государственных отношений с новой «властью» «ЛНР» после военного мятежа и насильственного смещения Игоря Плотницкого. Митрополит Луганский никуда не денется и вынужден будет признать мятежников, всё глубже и глубже увязая в топи лжи и лицемерия перед государством, гражданином которого он является.
Информация собрана методом OSINT из открытых источников в интернете.
Ссылка на первоисточник: https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/70248/