Секретарь Херсонской епархии УПЦ (МП) протоиерей Максим Тарасенко, отвечая на вопросы местных журналистов, сказал, что каноническое право Церкви формируется на основе Священного Писания, Апостольских Правил и церковной практики веками, и поскольку жизнь течет и меняется, можно сказать, что окончательно оно не оформлено по сей день. Священник привел пример, когда 25 марта 2010 г. на заседании комиссии Межсоборного присутствия РПЦ позицию о принятии в лоно Церкви «раскольников» объявил председатель комиссии митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев): «... внешняя форма таинства, совершенного в расколе, в случае возвращения человека в лоно Церкви, наполняется благодатной силой и уже не повторяется...». Эту же мысль высказал предстоятель УПЦ (МП), уже почивший митрополит Владимир (Сабодан) на следующем заседании комиссии 28 сентября 2010 в Донецке.
«И в этом случае (случай с отказом отпеть ребенка в Запорожской епархии — ред.), несмотря на то, что родители погибшего ребенка обратились со своим горем именно к священнику канонической Церкви, а затем, после его отказа, еще и к священникам другого храма той же самой канонической Церкви, можно однозначно трактовать действия родителей как возвращение к лона Церкви. И согласно вышеприведенного канонического тезиса, считать ранее совершенное в расколе таинство крещения над их ребенком уже действительным. Таким образом я считаю, что с позиций современной канонической мысли, священник имел право на совершение отпевание этой несчастной ребенка».
По словам о. Максима Тарасенко, некоторые священники «находятся в плену своих строгих принципов и не могут ими поступиться, что к сожалению иногда приводит к весьма трагическим последствиям». История Церкви, сказал секретарь Херсонской епархии, это прежде всего история «икономии», т.е. снисхождения к людям исключительно ради спасения их душ.
«Как клирик Херсонской епархии, я могу засвидетельствовать, что по благословению нашего правящего Архиерея, в нашей епархии используется в подобных случаях исключительно практика «икономии». Примером тому является трагическое событие, которое произошло в сентябре 2017 года в Херсоне, когда сгорел старый двухэтажный дом и в огне погибла целая семья (двое взрослых и трое детей). Трагедия произошла ночью, а уже утром следующего дня по благословению нашего владыки во всей епархии начался сбор средств пострадавшим. Я сам лично с нашими священниками отпевал эту семью, и никому из нас даже в голову не пришло выпытывать у родственников погибших, в котором патриархате были крещены эти детки и их родители, — отметил протоиерей Максим Тарасенко. — Также всем известна общецерковная практика молитвы за всех погибших во Второй Мировой Войне, всех репрессированных и замученных безбожной властью во времена лихолетья, всех невинно погибших в наши дни, и тому подобное... Понятно, что среди них есть люди и других конфессий, а также других религий, но там, где есть беда, где есть боль, Церковь должна быть рядом с человеком, потому что основной исторический путь Церкви - это путь «икономии».
Похожую позицию в своих комментариях высказали православные богословы и священнослужители УПЦ/РПЦ архимандрит Кирилл (Говорун), протодиакон Андрей Кураев, митрополит Александр (Драбинко). Таинства крещения, совершенные в УПЦ КП, признает и Католическая Церковь. В частности, глава УГКЦ верховный архиепископ Святослав заявил, что шокирован поведением священнослужителей Запорожской епархии УПЦ (МП), отказавшихся отпевать ребенка. В это же время в Константинопольском Патриархате помолились за упокой души погибшего в Запорожье младенца Евгения.
Как свидетельствует анализ церковных правил, опубликованный на сайте "Религия в Украине" (см. "Отлучить нельзя отпеть… Что говорят каноны о признании/непризнании крещения и других таинств у раскольников и еретиков?"), крещение, если оно совершено правильно ("Во имя Отца и Сына и Святого Духа"), признается в православии действительным, независимо от того, кто его совершил — канонический христианин или раскольник.
Фото syl.ru